В рамках реализации послания президента Российской Федерации и перехода к стратегическому планированию на период до 2030 года, правительство под руководством Михаила Мишустина подготовило основополагающий национальный проект, нацеленный на создание «Эффективной и конкурентоспособной экономики». Этот проект подразумевает комплексное развитие ключевых секторов экономики, что можно считать одним из приоритетов текущей государственной политики.
Координацию и реализацию данного национального проекта возложили на вице-премьера Александра Новака. Он получил ответственность за экономический блок правительства после назначения А.Р. Белоусова на пост министра обороны, что свидетельствует о пересмотрах в структуре правительства с целью повышения эффективности управления экономическими процессами.
В рамках данного национального проекта предусмотрено объединение восьми федеральных проектов, отражающих разнообразные аспекты и задачи, которые необходимо решить для формирования конкурентоспособной экономики. Эти проекты касаются малых и средних предпринимательств, финансового рынка, обеспечения конкуренции, повышения производительности труда, инвестиционного роста, углеродной повестки, технологий и национальной технологической инициативы.
Рекомендуется отметить, что последовательность, в которой обозначены проекты, не указывает на их относительную важность, что подразумевает равноправный подход к каждому из направлений.
Среди перечисленных направлений особое внимание стоит уделить углеродной повестке. Здесь стоит надеяться, что правительство сосредоточится на реальных и насущных проблемах экологии, избегая при этом ловушек «климатического мошенничества» — явления, которое уже нанесло значительный ущерб странам Запада.
Эти страны постепенно отходят от неэффективных мер, которые, скорее, иллюстрируют политические амбиции, чем являются реальными решениями для оздоровления окружающей среды.
Также следует выделить две последние инициативы: проект о «технологиях» и национальную технологическую инициативу. Первый, как правило, ориентирован на создание технологического суверенитета; его цели являются защитными и текущими — он обеспечивает стабильность текущих технологий и защиту от внешнего воздействия.
Напротив, национальная технологическая инициатива нацелена на выявление и разработку принципиально новых технологий, что в свою очередь требует долгосрочного стратегического планирования и смелости в осуществлении инновационных прорывов.
Ответственность за отдельные аспекты проектов распределена следующим образом: Министерство финансов будет курировать финансовый рынок, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) займется обеспечением конкуренции, а Министерство образования и науки Российской Федерации станет координатором национальной технологической инициативы.
Таким образом, перед правительством стоит задача не только координировать усилия различных ведомств, но и создать единую платформу для их взаимодействия, что позволит добиться большей синергии и эффективности в реализации намеченных целей.
В целом, данный национальный проект является важным шагом к формированию здоровой и конкурентоспособной экономической среды в стране. Ожидается, что его реализация сможет стимулировать как внутренние, так и внешние инвестиционные процессы, обеспечивая рост производительности труда и развитие новых технологий.
Это также может значительно повысить уровень жизни граждан и создать новые рабочие места, способствуя общему экономическому развитию. В таком контексте важно, чтобы правительство внимательно следило за выполнением этапов и итогов реализации всех федеральных проектов, поддерживая постоянный диалог с бизнесом и обществом, что поможет сделать процесс максимально открытым и прозрачным.
Важные задачи в экономике страны теперь возложены на Министерство экономического развития, что автоматически означает значительное расширение его реальной ответственности и, соответственно, увеличение его влияния на принятие решений в правительстве. Таким образом, централизация усилий по обеспечению экономической эффективности и конкурентоспособности России проходит на двух основных уровнях: как на высоком уровне, представляемом вице-премьером Новаком, так и на уровне непосредственного исполнения задач. Это создает упорядоченность в работе правительства, так как некоторые из федеральных проектов, которые имели статус национального проекта в предыдущем президентском сроке, затрудняли управление и вели к дублированию усилий.
Сравнив текущее предложение с тем, что было проработано в прошлом месяце, можно отметить, что объем бюджетного финансирования увеличился более чем на 40%, вырастая с 1,9 трлн рублей до 2,7 трлн рублей. Это значительное увеличение финансирования, по всей видимости, свидетельствует о более реалистичном понимании как общих задач, так и обстоятельств, связанных с возможностями федерального бюджета. Эта новость, безусловно, вызывает удовлетворение среди заинтересованных сторон.
Вице-премьер Новак в интервью газете «Ведомости» отметил, что механизмы реализации национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» направлены не только на общий рост экономики, но и на управление экономическими рисками. Этот проект носит ярко выраженный межотраслевой характер, что подчеркивает его важность для различных секторов экономики.
Одним из ключевых моментов является взаимосвязь восьми федеральных проектов между собой и с другими национальными проектами. Эта взаимоувязанность создает объективную необходимость разработки как межотраслевого, так и межстранового баланса. Такой подход является не только инструментом стратегического планирования, но и основой для повседневного управления. В этом контексте следует отметить, что все необходимые технологические возможности для реализации этого плана уже были созданы в процессе цифровизации.
При этом можно вспомнить о теории, разработанной Д.И. Менделеевым, который создал свою таможенную систему, основанную на принципах разумного протекционизма. Этот подход обеспечил так называемое «русское экономическое чудо» в период с 1881 по 1904 год. Спустя полвека его концепции были заново открыты в США В.В. Леонтьевым, причем за это он получил Нобелевскую премию. Все эти аспекты подчеркивают, что межотраслевой баланс является важным инструментом для определения взаимодействия различных субъектов экономики. Он служит непревзойденным средством, обеспечивающим комплексное и гармоничное развитие экономической системы, что крайне актуально в условиях современного мирового рынка и динамично меняющегося бизнес-окружения.