Ситуация с лизингом иностранных самолетов снова стала на повестку дня в 2024 году, как сообщил доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова REX.
К концу 2023 года ФНБ выделил около $300 млрд на решение всех вопросов, связанных с иностранными самолетами в лизинге. Уже в 2022 году стало известно, что компании «Аэрофлот» и «Ростех» заключили твердый контракт на поставку 18 самолетов МС-21 и 34 SJ-100.
Однако после переоформления через ФНБ в конце 2023 года в парке «Аэрофлота» осталось 189 самолетов, включая 160, переданных другим авиакомпаниям, связанных с иностранными лизингодателями. Для снижения валютной нагрузки по лизингу планируется выкупить еще 90 самолетов через ФНБ и передать их под низкий процент, что потребует еще 295 млрд рублей по текущему курсу.
Этот шаг, вероятно, является необходимым для подготовки к регулярным рейсам на российских самолетах. ОАК отложила поставки новых российских самолетов МС-21 на 2025 год, а Superjet 100 – на 2026 год. Согласно программе развития авиации до 2030 года, российские авиакомпании должны получить 609 самолетов для магистрального и регионального использования. Это хоть и не очень большое количество для российского рынка, но в контексте стратегии импортозамещения считается успешным шагом.
Согласно информации от REX, Минтранс РФ предлагает выделить еще 295 млрд рублей из ФНБ на переоформление иностранных самолетов в российскую собственность, как сообщают в «Коммерсант». В общем, пересмотр лизинговых сделок и развитие отечественной авиапромышленности становятся ключевыми аспектами для обеспечения авиационной безопасности и суверенитета страны