Кризис в российской угольной отрасли: убытки и снижение объемов производства

Фев 2, 2025 / 09:23

Российская угольная отрасль столкнулась с серьезным кризисом, вызванным низкими мировыми ценами, логистическими трудностями и негативными последствиями санкций.

Ожидаемый совокупный убыток компаний в 2024 году превысит 100 миллиардов рублей, при этом экспорт угля сократился почти на 8% по сравнению с предыдущим годом, несмотря на небольшое увеличение добычи.

Кризис в российской угольной отрасли: убытки и снижение объемов производства

Аналитики предсказывают, что в 2025 году объем производства угля может уменьшиться на 10%.

Ситуация усугубилась из-за замедления экономического роста в Китае и перехода к зеленой энергетике в развитых странах, что привело к избытку предложения и снижению цен на уголь.

Даже более качественные виды угля достигли минимумов, что поставило под угрозу рентабельность добычи.

Для российских угольщиков дополнительные сложности вызваны санкциями, которые лишили их доступа к ключевым рынкам, заставляя снижать цены для покупателей, опасающихся вторичных санкций.

Наряду с проблемами на внешнем рынке, логистика также ухудшилась из-за ориентации экономики на Восток.

По данным NEFT Research, около 60 российских угольных производителей, обеспечивающих 40% добычи в стране, работают с убытками.

Согласно Росстату, убыток угольных компаний в первых десяти месяцах 2024 года составил 84,8 миллиарда рублей, что отражает резкое падение по сравнению с прибылью 403,2 миллиарда рублей в аналогичном периоде прошлого года.

В Кузбассе, главном угольном регионе России, объемы добычи упали на 7,4%, что составило 198,4 миллиона тонн.

Производство энергетического угля в России снизилось на 9,5%, достигнув 132 миллионов тонн, а коксующегося — на 2,8%, до 66,4 миллиона тонн.

По данным регионального министерства угольной промышленности, по сравнению с рекордным уровнем 2018 года добыча в Кузбассе упала на 22,3%.

В 2024 году из-за нестабильной рынка угля приостановили работу две шахты и шесть разрезов, что привело к сокращению доходов консолидированного бюджета региона на 14,5% до 239,5 миллиарда рублей.

Дефицит бюджета возрос в 3,4 раза, составив 70,6 миллиарда рублей.

Министр промышленности и геологии Якутии сообщил, что снижение цен на уголь вызвало падение поступлений в республиканский бюджет более чем на треть.

Вблизи Нерюнгри было приостановлено производство на двух обогатительных фабриках.

По информации вице-премьера Александра Новака, в 2024 году Россия добыла 443,5 миллиона тонн угля, из которых 196,2 миллиона тонн было экспортировано.

Производство выросло на 1% по сравнению с предыдущим годом, однако экспорт снизился на 7,8%.

Снижение цен на уголь наблюдается в последние два года из-за избытка предложения на рынке, вызванного увеличением добычи угля в Китае и Индии, а также восстановлением мирового экспорта.

По данным Центра ценовых индексов, в 2025 году ожидается рост добычи угля в Китае на 1,5%, достигнув 4,82 миллиарда тонн.

Согласно информации министерства угля Индии, ожидается, что в сезоне 2025/26 годов добыча угля вырастет на 9%, достигнув 915 миллионов тонн.

Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило, что мировой объем угольной торговли в 2024 году увеличился на 6,16%, составив 1,55 миллиарда тонн, что является рекордом.

По данным Центра Цены и Информации (ЦЦИ), цена на энергетический уголь калорийностью 6000 ккал на основе FOB Дальний Восток сократилась почти на 30% с начала 2023 года. В первой половине 2024 года она удерживалась на уровне $100 за тонну. Однако в ноябре и декабре индекс вновь начал снижаться, несмотря на зимний спрос. К середине января 2025 года цена стабилизировалась на уровне $87 за тонну.

Для сравнения, в начале 2024 года и 2023 года этот индекс составлял $101 и $135 за тонну соответственно.

Евгений Грачев, директор ЦЦИ, отметил, что отсутствие возможности поставлять уголь на маржинальные рынки Японии, Кореи и Тайваня приводит к необходимости закладывать дополнительные расходы в цену. К ним относится импортная пошлина на российский уголь в Китае, которая варьируется от 3% до 6%.

Нетбэк, представляющий чистую выручку экспортера за вычетом логистических расходов, при поставках из Кузбасса снизился с $60–68 за тонну в начале 2023 года до $22 за тонну к началу 2025 года.

По информации NEFT Research, экспорт коксующегося угля через порты северо-запада и юга России был убыточен в последние полтора года, также убыточными оказались поставки через Дальний Восток в 2024 году.

Состояние мирового рынка коксующегося угля в значительной степени определяется рядом факторов, включая проблемы в китайском секторе недвижимости, которые вызывают падение спроса на сталь, а также возвращение Австралии на рынок и снижение цен на российский уголь.

По мнению аналитиков Центра конкурентоспособности и инвестиций (ЦЦИ), в первой половине 2025 года давление на цены угля будет сохраняться из-за межсезонья, накопленных запасов и продолжающейся добычи угля в Китае.

Илья Макаров, директор группы корпоративного рейтинга АКРА, подчеркивает, что одновременно с низкими ценами высокие процентные платежи, обусловленные повышением ключевой ставки Центробанка, негативно влияют на финансовые результаты угольных компаний.

Руководитель аналитического отдела Альфа-банка Борис Красноженов считает, что себестоимость добычи угля для крупных производителей колеблется от 2,5 до 2,7 тыс. рублей за тонну на открытых месторождениях и от 3,2 до 3,5 тыс. рублей за тонну при подземной добыче.

Логистика железнодорожного транспорта составляет около 4,8–4,9 тыс. рублей за тонну с учетом индексации тарифов с начала года, а перевалка в порту Дальнего Востока обходится в 1,8–1,9 тыс. рублей за тонну.

При текущих рыночных ценах экспортёры угля, не имеющие собственного вагонного парка и терминалов, фактически работают с нулевой рентабельностью на восточном направлении.

На южном и северо-западном направлениях ситуация еще хуже, так как при цене в $68 за тонну энергетического угля сопоставимой марки экспортёры оказываются в убытке без собственных вагонов и терминалов.

Собеседник из крупной угольной компании подтверждает, что многие российские угольные предприятия функционируют с нулевой рентабельностью, несмотря на доступные затраты на добычу.

Основной проблемой является рост стоимости логистики, что приводит к тому, что себестоимость угля, доходящего до портов, становится значительно выше мировых цен.

По данным АКРА, внутреннее потребление энергетических углей в России сейчас составляет примерно 45% от общего объема добычи, но рост внутреннего рынка ограничен.

Директор группы рейтингов финансовых институтов НКР Нариман Тайкетаев подчеркивает, что угольные ТЭЦ производят лишь 12-13% всей энергии, и не ожидается появления новых ТЭЦ или других угольных производств.

Исходя из этого, Илья Макаров прогнозирует, что в 2025 году объем добычи угля может сократиться на 10%.

В Кузбассе акцентируется на необходимости снижения логистических затрат для угольной отрасли.

Министр угольной промышленности региона предлагает ввести дополнительные скидки на перевозки, запрет на повышение тарифов ОАО РЖД до конца 2025 года и создать государственный контроль за ценами на услуги стивидоров и вагонных операторов.

Также отмечается, что в каждой тонне угля затраты по транспортировке составляют 1 рубль, в то время как на услуги оператора и перевалку в порту приходится 24,5 рубля.

При этом чистая прибыль ОАО РЖД находится на минимальном уровне, а средства идут на развитие инфраструктуры железных дорог.

По словам Бориса Красноженова, Россия экспортирует около 75% угля из Кузбасса, при этом транспортировка между основным угольным регионом и портами в западном и восточном направлениях составляет 5–6 тыс. км.

Для эффективного экспорта необходимо модернизировать инфраструктуру, включая внедрение новых локомотивов и вагонов с грузоподъемностью 75–77 тонн.

Аналитик подчеркивает, что сейчас активно развиваются «Восточный полигон» и «Байкало-Амурская магистраль», однако этот процесс требует значительных временных и финансовых затрат.

Для увеличения потенциала экспорта угля на восточные рынки также важны межправительственные соглашения и валютные счета в дружественных странах для компаний под санкциями.

Оценки специалистов говорят о том, что к 2030–2035 годам экспорт угля из России на восток может достигнуть 300 млн тонн, а добыча – 550–600 млн тонн.

Спрос на уголь в Азии остается высоким: в энергобалансе Китая и Индии уголь занимает 55% и более 70% соответственно.

В 2023 году Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) стал ответственным за 83% мирового потребления угля.

Основные потребители российского угля сосредоточены в АТР и Глобальном Юге, особенно в приморских провинциях Китая, где сосредоточено 85% добычи угля.

С точки зрения логистики, Китаю выгоднее получать уголь морским путем в приморские районы, хотя этот способ может привести к нестабильности российской угольной торговли с Китаем.

В Индии наблюдается исторический дефицит угля, и к 2030 году импорт из России может достичь 40 млн тонн. В то же время, потенциальный рост потребления угля также заметен в Малайзии, Вьетнаме и Шри-Ланке.

Мария Коломиец, директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА», отмечает, что угольным компаниям необходимо сдерживать рост себестоимости добычи, учитывая повышение цен на оборудование и заработную плату.

Однако в условиях текущего рынка многие предприятия не могут инвестировать в новые технологии, что приводит к замораживанию инвестиционных проектов и обновления техники.

Уголь является важным грузом для российского транспортного сектора, составляя значительную долю в погрузке и грузообороте ОАО РЖД - 28% погрузки и 40% грузооборота.

Тем не менее, доходность от угольной торговли ниже, чем от других грузов, с коэффициентом удорожания при экспорте на восток в 1,6 раза ниже среднего по всем грузам.

Компания «Монополия» планирует сократить объемы угольных перевозок в восточном направлении, чтобы увеличить долю более прибыльных грузов.

В 2025 году предполагается вывести на Дальний Восток всего 54,1 миллиона тонн угля из Кузбасса, что значительно меньше, чем 99,3 миллиона тонн в 2024 году.

Оценки Минтранса показывают, что приоритет угля в 2024 году повлечёт убытки в других областях перевозок на уровне 10,4 миллиона тонн.

Однако эксперты ИПЕМ указывают на замещение угля другими грузами, что не произошло, несмотря на падение погрузки на северо-западе на 53% и на юге на 14,2%.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Михаил Глазков заявляет, что компания успешно замещает угольные объемы другими видами грузов, такими как удобрения, металлы и зерно.

Он отметил, что 23 января ОАО «РЖД» достигло рекорда по выгрузке на станции Лужская, выгрузив 5,11 тысячи вагонов за сутки благодаря этому перераспределению.

Михаил Глазков также добавил, что специализированные угольные порты адаптировались и начали работать с контейнерами.

Тем не менее, несмотря на эти позитивные изменения, нельзя с уверенностью утверждать, что сокращение угольных перевозок не создаст проблем для компании ОАО «РЖД».

Господин Глазков подчеркивает важность адекватного понимания объемов, которые предоставляет Минэкономики, для планирования инвестпрограммы и приобретения локомотивов.

Он отмечает, что любые большие изменения потребуют пересмотра всех связанных программ, включая модернизацию путей, которая зависит от доходов, извлекаемых из предполагаемых объемов.

Участники стивидорного рынка уверены, что уголь не может быть заменён другими грузами, так как российская экономика не предоставляет аналогичных вариантов по типу и стоимости.

В «Портовом Альянсе» уверены, что замещение угля возможно только при существенном изменении структуры экономики страны.

Один из операторов угольного терминала добавляет, что в крупных терминалах достаточно свободных мощностей, поэтому необходимость замещения угля другими грузами отсутствует.

Если бы существовали подходящие заменители, их было бы просто отгрузить, не снижая объемов угольной перевалки.

Такие мнения подчеркивают проблему зависимости российской экономики от угольного экспорта и необходимость стратегического планирования в этой сфере.

По материалам: www.kommersant.ru