Ситуация с иностранными преподавателями в казахстанских вузах вызывает множество вопросов. В стране активно трудится 1070 зарубежных специалистов в 87 высших учебных заведениях, однако информация о их национальности и учебных дисциплинах остается недоступной.
Эксперты комментируют, что многие из этих преподавателей являются учеными по обмену, которые временно проводят лекции и семинары, а затем покидают страну. Их иногда называют «профессорами по вызову», что подразумевает отсутствие длительных обязательств и более серьезных трудовых отношений.
Согласно законодательства, Казахстан, подписавший Болонскую декларацию, должен не только принимать иностранных студентов, но и способствовать интернационализации образовательного процесса, что в свою очередь подразумевает внедрение мультикультурализма в учебную среду.
Несмотря на это, количество иностранцев в вузах страны на фоне общего числа учебных заведений выглядит небольшим. На 140 высших учебных заведений всего 1070 иностранных преподавателей - это менее 1% от общего числа сотрудников.
Это ставит под сомнение реальную интернационализацию образования в Казахстане. Какие навыки и знания передают эти специалисты? Ответы на эти вопросы требуют дальнейшего изучения и более прозрачной информации от Министерства науки и высшего образования.
Ситуация с преподавателями в Казахстане вызывает множество вопросов.
Большинство зарубежных специалистов, работающих в стране, приглашаются по обмену или как частные эксперты, и компенсация за их труд, хоть и выше, чем в их родных странах, не сопоставима с теми цифрами, которые звучат в Европе. Например, в Швейцарии уровень зарплат для ученых может достигать 95 тысяч евро в год, что значительно превышает доходы в США, Великобритании и других западных странах.
В то время как казахстанские преподаватели получили повышение зарплат до 400 тысяч тенге, это все еще далеко от уровня, комфортного для жизни, особенно с учетом высоких требований к рабочей нагрузке. Контракты с зарубежными специалистами у нас подписываются на условиях, которые остаются в тени. Имеется информация о более высоких компенсациях, однако точные цифры не озвучиваются.
Каждое учебное заведение имеет свои критерии оценки и размер выплат, однако в нашей стране наблюдается падение конкуренции. Казахстанские преподаватели не могут соперничать с иностранными коллегами, которые имеют значительно более комфортные условия работы и жизни.
Зарубежные специалисты могут позволить себе лучшие условия: они прилетают в первом классе, живут в отелях более высокого уровня и обеспечивают себя качественной пищей. Вдобавок, для их трудоустройства требуется всего три документа, доступных на сайте Национального центра развития высшего образования. Этот факт еще больше подчеркивает разрыв в условиях труда между местными и иностранными преподавателями.
При выборе зарубежных ученых для работы в стране учитываются важные факторы, такие как стаж, публикации в международных научных журналах, ученая степень и рекомендации. Также важным аспектом является проверка эффективности работы таких специалистов в других странах. Это позволяет избежать ситуации, когда приглашенный ученый может оказаться «котом в мешке». Все рекомендации выдаются от квалифицированных экспертов, которым важна их репутация. Сами мы еще не достигли уровня, чтобы диктовать условия, и лишь начинаем развиваться в данной сфере.
В спортивных дисциплинах, таких как футбол или хоккей, применение системы подписания контрактов на конкретные позиции, с определенной формулировкой, как 2+1, показывает успешную практику. Эта схема, где есть возможность продления контракта в зависимости от результатов, может быть применена и в академической сфере, например, для «профессоров по вызову». В теории возможно предусмотреть компенсации в случаях, если ученый не оправдывает ожиданий. Однако такие ситуации редки, поскольку, как правило, приглашаются высококвалифицированные специалисты.
Примером может служить Южно-Казахстанский университет имени Ауэзова, где в 2007 году работал штатный профессор. В 2023 году там же профессор Чунг, советник генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата, проводил лекции по «Зеленой экономике и изменениям климата». Тем не менее, такие случаи редки, и чаще всего ведущие ученые участвуют в конференциях, семинарах и курсах повышения квалификации.
Дружеские визиты зарубежных преподавателей в Казахстан имеют свои особенности, ведь работа звезд на образовательной арене – дело затратное.
Требования к таким специалистам соответствуют мировым и европейским стандартам, что обуславливает высокий уровень оплаты их труда.
Их участие может значительно увеличить личный международный рейтинг, а также стоимость привлечения преподавателя, даже если он работает удаленно. Гости часто привносят ценные инструменты и методы из международной практики, что является большим плюсом для казахстанской системы образования.
Важно отметить, что и российские ученые предъявляют серьезные требования, их зарплаты сопоставимы с европейскими.
Многие преподаватели открывают новые горизонты, однако возникают вопросы о том, насколько их опыт и подходы подходят для казахстанских реалий.
Их теории и методологии должны быть адаптированы к местным условиям, и это зависит от конкретного курса.
Для успешной интеграции необходимо, чтобы курс получил одобрение зарубежного вуза, что может служить надежной основой, особенно в прикладных областях, таких как экономика или IT.
К примеру, «Сорбонна» может быть образцом для экономики, а «Мичиганский технологический университет» для IT-специальностей.
Обязательно, чтобы учебные материалы были оформлены в виде учебников и пособий, особенно если курс авторский.
При этом важно, чтобы все курсы соответствовали нормативным требованиям как вуза, так и страны.
Ректоры вузов должны отдавать себе отчет в квалификации приглашенных специалистов и тому, насколько они соответствуют существующим требованиям.
Согласно требованиям Болонской декларации, договора с преподавателями заключаются на определенный срок с возможностью продления при наличии результатов работы.
Некоторые иностранные преподаватели активно включаются в университетскую культуру, изучают казахский язык и вносят свой вклад. Однако многие из них не задерживаются в Казахстане из-за экономических факторов, таких как инфляция.
Для иностранцев, получающих зарплату в тенге, падение доходов становится серьезной проблемой, поскольку они воспринимают даже 10% инфляции как катастрофическую утрату.
В университетах Казахстана существуют международные отделы, но в них часто отсутствуют специалисты с глубокими знаниями в области международных образовательных отношений, что усложняет работу с иностранными преподавателями.
Казахстанские преподаватели скептически относятся к критериям оценки работы иностранных специалистов и зачастую считают их необъективными.
Болонская декларация предполагает, что на одну дисциплину вуза должны претендовать несколько специалистов, но из-за приезда иностранцев конкуренция снижается.
При этом студенты имеют право голосовать за преподавателей, независимо от их происхождения, однако эта система не сработала в Казахстане, что связано с различием в зарплатах и уровнем квалификации.
Многие местные ученые и преподаватели могут не уступать своим зарубежным коллегам, что создает дополнительное напряжение на рынке труда.