Японские автопроизводители Honda и Nissan заключили соглашение о намерениях по слиянию своих бизнесов.
Ожидается, что окончательное соглашение будет подписано в июне 2025 года, с планами создания совместной холдинговой компании, которая объединит операции обеих компаний.
Завершение процесса слияния намечено на август 2026 года.
В результате объединения Honda, которая продала 3,98 млн автомобилей в прошлом году, и Nissan с 3,37 млн, смогут создать третьего по величине автопроизводителя на мировом рынке.
Первое место по-прежнему будет занимать Toyota с 11,23 млн автомобилей, а Volkswagen сохранит за собой второе, реализовав 9,23 млн машин.
Nissan сталкивается с серьезными финансовыми трудностями, и помощь от Honda становится необходимостью.
Компания накопила значительные долги, так как затраты на производство электромобилей являются высокими, а доходы от их продаж остаются неадекватными. В 2025 году Nissan должен погасить 1,6 миллиарда долларов долгов, что немного меньше, чем в текущем году, но в 2026 году предстоит выплатить рекордные облигации на сумму 5,6 миллиарда долларов, что является наибольшим показателем с 1996 года.
Руководство осознает, что самостоятельно справиться с такими долгами не получится на фоне снижения объемов продаж и операционной прибыли. Поэтому Nissan обращается за помощью к Honda, чтобы избежать ситуации, аналогичной предыдущему кризису.
Японская компания обвиняет в своих неудачах китайских производителей электромобилей, таких как BYD, и американскую Tesla, которые значительно увеличили свои продажи и установили ценовую конкуренцию на рынке. Японские автопроизводители не могут снижать цены из-за высоких затрат на развитие технологий электромобилей, что заставляет их отставать в конкурентной борьбе.
Происходящие на рынке технологические изменения требуют быстрых инвестиций, а Nissan не успевает адаптироваться. К тому же, в 2022 году Китай сместил Японию с поста крупнейшего экспортера автомобилей в мире, что также усугубляет положение японских компаний.
Усиление давления на китайские электромобили со стороны США и ЕС, а также рост поставок китайской продукции в Россию приводят к тому, что японские производители теряют свои позиции на рынке.
Усиление позиций японского автопрома может вызвать недовольство в США, особенно у нового президента, который уже заявил о намерении ввести высокие пошлины на китайские автомобили, поставляемые через Канаду и Мексику.
Вашингтон стремится минимизировать конкуренцию. Важно отметить, что волна перехода от бензиновых двигателей к электромобилям была инициирована Евросоюзом.
Однако, когда Китай начал активно производить электромобили и предлагать их по более низким ценам, это вызвало беспокойство на Западе. За зеленой повесткой скрываются интересы западного бизнеса, который испытывает давление со стороны китайских производителей, которые становятся все более успешными.
Китайские автомобили приобретают популярность благодаря качественной электронике и конкурентоспособным ценам, что не может не волновать Японию.
Эксперт Мария Ермилова отмечает, что китайцы быстро осваивают востребованные технологии и ориентируются на спрос, что ставит других производителей перед необходимостью совершенствоваться.
Объединение японских производителей могло бы повысить их конкурентоспособность, сократить расходы на разработку новых моделей и закупку комплектующих, что в условиях растущей конкуренции стало бы важным шагом для поддержки выручки и укрепления позиций на рынке.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», подчеркивает, что объединение компаний укрепит их рыночные позиции и облегчит привлечение инвестиций для дальнейшего развития.
Он отмечает, что бренды японских компаний будут сохранены на некоторое время, и новый объединенный бренд не будет создан мгновенно. Потребители уже привыкли к существующим автомобилям, и отказываться от них в краткосрочной перспективе нецелесообразно.
Новый бренд, вероятно, будет развиваться параллельно с уже существующими. Технологические платформы, используемые компаниями, также останутся актуальными.
В процессе разработки новых автомобилей, скорее всего, будут применены успешные инженерные решения, выбранные одним производителем, к которым каждая компания добавит свои собственные разработки. Это может привести к схожим техническим характеристикам и решениям, но различия в дизайне и потребительских свойствах подчеркнут индивидуальность каждого бренда.
Баранов также считает возможным как расторжение партнерства через несколько лет, так и его расширение с присоединением новых участников.