Будущее кикшеринга в России и успешная стратегия МТС Юрент

Июн 4, 2025 / 20:44

Электросамокаты перестали быть просто развлечением для отдыха в парке и стали полноценным средством передвижения. Рынок кикшеринга стремительно растет, демонстрируя миллиардные обороты и амбиции по выходу на IPO. Лидером в этом сегменте является компания МТС Юрент, которая благодаря сделке с инвестором МТС смогла ускорить свое развитие и продемонстрировать, как создать маржинальный и устойчивый бизнес в городской мобильности.

Мы поговорили с CEO компании Иваном Турин Ге, который рассказал о том, как организована экономика кикшеринга и почему уровень маржинальности бизнеса достигает 40%. Россия, по его словам, стала одним из крупнейших рынков в этой нише всего за несколько лет. Самокаты больше не воспринимаются как элемент досуга — они активно вошли в повседневную жизнь.

Будущее кикшеринга в России и успешная стратегия МТС Юрент

Иван отмечает, что они идеально подходят для передвижения по городу, особенно на коротких маршрутах. Среднее время поездки сократилось с 22 до 11 минут, что делает самокаты конкурентоспособными по сравнению с общественным транспортом, особенно в условиях пробок. Например, добраться до центра города на самокате с Савёловской оказывается быстрее, чем на метро. Изменение в потребления стало причиной стабильного роста спроса на кикшеринг, который из сезонной услуги превратился в удобный городской транспорт.

В холодные месяцы компании все чаще исследуют возможность продления своего сезона, несмотря на кажущуюся капиталоемкость бизнеса с самокатами. В компании МТС Юрента данная стратегия оказывается успешной.

Самокаты здесь воспринимаются не только как транспортное средство, но и как маркетинговый инструмент. По словам Ивана, чистота и правильное размещение самоката становятся основными факторами успешного продвижения: «Наш лучший маркетинг — это чистый самокат».

Кроме того, компания надёжно организовала свою логистику и обслуживание благодаря собственной IT-платформе. Средний чек поездки сопоставим с билетами на городской транспорт. Окупаемость одного самоката составляет около двух лет, а маржинальность бизнеса достигает 40%.

Чтобы сохранить свои позиции на быстрорастущем рынке, компания планирует продолжить инвестиции в расширение — запуск новых городов и увеличение автопарка. В 2024 году ожидается рост парка электросамокатов в России на 24%.

Средства также реинвестируются в развитие, так как построение инфраструктуры для индивидуальной мобильности активно развивается: в крупных городах появляются новые велодорожки и парковки. Статистика подтверждает, что потребление самокатов как транспортного средства увеличилось до 80% и продолжает расти.

В России по-прежнему наблюдается высокая сезонность в секторе самокатов, но такие компании, как МТС Юрент, работают над новыми стратегиями, чтобы продлить сезон. Они включают в себя технические решения и расширение географии операций на юг страны.

В Москве введены квоты на количество самокатов — максимум 25 000 на одного оператора, что побуждает фирмы улучшать локализацию производства и повышать качество своего парка для получения дополнительных квот.

Существуют и другие проблемы, включая нехватку парковочных мест, перегруженность центральных районов и недовольство жителей из-за захламления улиц. Все это требует активного взаимодействия с властями и инвестиций в инфраструктуру.

Ожидается, что в 2025 году Министерство финансов России сможет изменить налоговые условия для цифровых финансовых активов (ЦФА), что откроет новые возможности для финансирования.

МТС Юрент уже сейчас активно вкладывает средства в собственное производство самокатов с целью снижения затрат и получения конкурентных преимуществ в условиях новых квот. Одновременно компания развивает направление исследований и разработок, тестируя новые материалы и технологии.

Совместно с МТС компания планирует установить на самокаты камеры для создания городской картографии в реальном времени, что может стать основой новых инфраструктурных проектов. В Москве уже реализованы инициативы по обустройству более 16 километров велодорожек, и в будущем компания намерена участвовать в создании полноценной городской навигации и безопасных транспортных узлов.

МТС Юрент представляет собой компанию, стремящуюся оказывать позитивное влияние на город и общество в целом. Она не просто сосредоточена на бизнесе, а активно инвестирует в будущее.

Рассматривая возможность выхода на IPO в ближайшие годы, руководство принимает решение, опираясь на текущую рыночную ситуацию. По словам Ивана, компания подготовила стратегию до 2030 года и стремится занять лидирующие позиции к 2027 году, с акцентом на внутренний рынок, но также изучая международные перспективы, включая СНГ и Африку.

Россия представляет собой значительный рынок, на котором есть еще множество городов, где самокаты пока не представлены. В будущем компания готова наладить выход в новые страны с помощью сильных партнёров. Командная работа является ключом к быстрому росту и выходу за пределы собственных возможностей. У компании шесть основателей, каждый из которых отвечает за свою область.

Многие стартапы не становятся крупными бизнесами из-за страха потерять контроль и размыть долю. В отличие от них, МТС Юрент активно использовала кредиты и привлекала инвестиции, что дало возможность для роста. Ошибки — это часть пути; важно уметь делать выводы и быстро реагировать на изменения.

Основатель компании находит удовольствие в своей работе и стремится создать команду единомышленников, которая разделяет его цели. Успехом МТС Юрент стало умение формировать партнёрства и находить баланс между коммерческими и социальными интересами.

Компания продала более миллиона премиальных подписок и активно развивает свою экосистему, в которую входят транспортные услуги, контент, кешбэк-программы и цифровые сервисы.

В отличие от конкурентов, предлагающих бесплатные старты, МТС предоставляет полноценную экосистему с музыкальным и кино контентом, кешбэками и дополнительным интернет-трафиком для своих клиентов. Важной задачей является удержание лояльных пользователей, что требует не только привлечения новых клиентов, но и обеспечения их долгосрочного взаимодействия с платформой.

История успеха МТС Юрент иллюстрирует, как стартап может стать лидером на рынке с миллиардными оборотами и планами на IPO, благодаря сильной команде и способности оперативно адаптироваться к изменениям рынка и строить эффективные партнёрства.

Электросамокаты, изначально рассматриваемые как развлечение, сегодня выступают основным элементом городской инфраструктуры, а услуги по городскому кикшерингe становятся устойчивыми моделями с высокой рентабельностью.

Рынок кикшеринга в России все ещё далёк от насыщения, и в ближайшие года ожидается, что такие компании, как МТС, будут определять темпы развития городской инфраструктуры и формировать облик российских городов.

Проект «MTS StartUp Hub», основанный в 2017 году, стал точкой входа для технологических компаний, стремящихся расширить свой бизнес. Он принадлежит к Департаменту стратегического развития МТС и предоставляет всестороннюю поддержку стартапам на всех этапах их развития.

По материалам: vc.ru