Серый майнинг — это незаконная добыча цифровой валюты, которая, несмотря на отсутствие прямого запрета в России, вызывает негативные последствия. Многие предприниматели пытаются скрыть свою деятельность от госструктур, избегая уплаты налогов. Для этого они размещают майнинговые фермы в нежелательных зонах, например, на производственных площадках или в многоквартирных домах, а также переводят свои энергозатраты на обычных пользователей. В серый майнинг также включается кустарное производство с использованием самодельного оборудования.
Необходимость контроля со стороны государства обусловлена высоким уровнем энергозатрат, который может привести к перебоям в энергосистеме. Это, в свою очередь, ставит под угрозу доступ миллионов людей к электроэнергии. При этом неконтролируемый майнинг увеличивает риск возникновения пожаров: оборудование выделяет значительное количество тепла, особенно в режиме постоянной работы. С учетом того, что такие фермы часто находятся в густонаселенных районах, риск для населения возрастает.

Майнинг как новый вид экономической деятельности был фактически легализован в России в 2024 году. Ранее на него не обращали особого внимания, но с ростом популярности и рисков возникла необходимость в законодательном регулировании, чтобы контролировать эту сферу и обеспечить безопасность. Важно находить баланс между инновациями в цифровой экономике и защитой интересов граждан.
В настоящее время основными законами, регулирующими майнинг в России, являются ФЗ-221 и ФЗ-229. Первый закон определяет разрешения на осуществление майнинговой деятельности, а второй — устанавливает более четкие условия для майнеров.
Криптовалюта в России расценивается как имущественный актив и средство для платежей и инвестиций, однако ее использование для оплаты товаров и услуг запрещено. Важно отметить, что правовой статус майнинга до конца не определён, что предполагает возможные изменения и новые требования в будущем.
Добыча цифровых валют легализована, и заниматься ею имеет право любой желающий. Однако следует учитывать, что майнинг подлежит государственному контролю. Для этого был создан реестр майнеров, который ведёт Федеральная налоговая служба (ФНС).
В реестр необходимо вносить данные всех индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и операторов майнинговой инфраструктуры, иначе деятельность может быть признана незаконной. Физические лица могут заниматься майнингом в домашних условиях без регистрации, при этом есть ограничение на потребление электроэнергии — не более 6000 кВт/час в месяц, а также необходимость уплачивать налоги.
При превышении этого лимита требуется регистрация в качестве ИП. Законом также ограничивается майнинг для компаний, занимающихся производством и продажей электроэнергии, а также для граждан с судимостью по экономическим преступлениям и экстремистов.
Согласно указаниям Правительства РФ, до 15 марта 2031 года в некоторых регионах действует полный запрет на майнинг цифровой валюты.
В новых регионах России, таких как ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области, а также в республиках Северного Кавказа (Чечня, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия), установлены ограничения на майнинг в связи с дефицитом энергетических ресурсов. Особенно критична ситуация в Северном Кавказе, где недостаток электроэнергии может привести к серьезным последствиям для населения.
В новых регионах также идет речь о нестабильности, что делает процесс майнинга рискованным. В Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае ограничения действуют в период с ноября по март, когда наблюдается пик энергопотребления, что делает майнинг чрезвычайно рискованным.
Майнинг, как легальная предпринимательская деятельность, требует уплаты налогов, которые зависят от статуса майнера. Физические лица обязаны уплачивать НДФЛ в размере 13-15%, тогда как для юридических лиц установлен налог на прибыль в размере 25%. Налоги взимаются в два этапа: первый – при поступлении криптовалюты на кошелек, второй – при продаже актива с прибылью.
Налоговые вопросы находятся под контролем Федеральной налоговой службы (ФНС). Невыполнение налоговых обязательств предпринимателем может привести к серьезным последствиям.
В России добыча цифровой валюты (майнинг) не имеет четко прописанного правового статуса, и отсутствуют специальные нормы, регулирующие наказания за незаконный майнинг. Однако это не означает, что такие действия остаются без внимания властей. Судебная практика указывает на то, что нарушители могут быть привлечены к ответственности согласно различным статьям уголовного и административного кодексов.
К основным статьям, по которым возможны обвинения, относятся:
- Статья 171 УК РФ — незаконная предпринимательская деятельность, применимая в случае крупного ущерба. Наказания могут варьироваться от штрафов до 300 тысяч рублей (500 тысяч при групповых действиях) до лишения свободы на срок до трех лет.
- Статья 159 УК РФ — мошенничество, где предусмотрены как крупные денежные штрафы, так и тюремное заключение.
- Статья 9.11 КоАП РФ — касается ущерба энергетической инфраструктуре в результате деятельности майнера.
Кроме обязательной регистрации и уплаты налогов, предпринимателям в сфере майнинга необходимо учитывать и другие требования законодательства. В частности, расположение майнинговых ферм должно быть удалено от жилых зданий, чтобы минимизировать риск повышенной нагрузки на энергосети и связанные с этим аварийные ситуации и пожарную опасность.
Таким образом, руководство в сфере майнинга должно быть внимательным в юридическом плане, чтобы избежать негативных последствий.
Шум, производимый оборудованием, необходимо контролировать, чтобы он не создавал помех окружающим. Рекомендуется использовать шумоподавляющие боксы для снижения уровня шума.
Также важно, чтобы оборудование было легальным; для этого потребуется грузовая таможенная декларация. Добыча цифровой валюты в России недавно получила легальный статус, однако сектор пока остается частично неурегулированным, что приводит к значительному количеству серых схем.
Ожидается, что в будущем появятся меры контроля за майнерами, включая ужесточение ответственности за незаконный майнинг и создание реестра майнингового оборудования, связанного с таможенными базами. Это позволит учесть все ввозимые устройства и предупреждать случаи кустарного производства на небезопасном оборудовании.
Более того, усиление контроля за энергопотреблением станет ключевым инструментом для выявления illegal mining. Резкий рост потребления энергии, особенно в частных домах и на предприятиях, укажет на возможное наличие незарегистрированной майнинговой фермы.
Внедрение автоматизированных систем мониторинга поможет быстрее идентифицировать такие случаи и обеспечит эффективный контроль в данной области.