В условиях кадрового дефицита в Свердловской области промышленные предприятия столкнулись с задачей не только увеличения объемов производства, но и повышения эффективности своих сотрудников. Руководство компаний осознало, что здоровье и активность работников напрямую влияют на производительность. В связи с этим многие работодатели активно поддерживают инициативы, направленные на сохранение здоровья и поощряют здоровый образ жизни среди своих подчиненных.
С 2025 года в России стартуют новые национальные проекты, в том числе три, касающиеся медицины. Эти проекты намерены реформировать сектор здравоохранения с целью улучшения здоровья и качества жизни граждан, а также повышения средней продолжительности жизни. Основным направлением реформ станет цифровизация медицины. По данным регионального министра цифрового развития и связи Михаила Пономарькова, медицинские учреждения активно внедряют IT-технологии, что позволяет врачам из любой больницы получить доступ к полным электронным данным пациентов.

Современные информационные системы уже способны генерировать 94 различных медицинских документа и передавать информацию в единый федеральный регистр. Однако, как отмечает министр, на данном этапе лишь создан базовый цифровой уровень, и впереди много работы.
Одновременно развиваются новые пациентские сервисы. Теперь граждане могут легко записаться на прием к врачу, диспансеризацию или вакцинацию через интернет, а молодые мамы получают электронные свидетельства о рождении детей. Эти шаги значительно облегчают доступ к медицинским услугам и помогают интегрировать цифровые технологии в повседневную жизнь.
Применение цифровизации наблюдается не только в сфере управления производственными процессами, но и в здравоохранении, где существует активное внедрение ИТ-технологий для улучшения медицинского обслуживания сотрудников компаний.
В частности, Трубная Металлургическая Компания (ТМК) реализует проект, направленный на цифровизацию медицинского сопровождения. Этот проект был запущен несколько лет назад и быстро доказал свою эффективность. Благодаря внедрению цифровых инструментов, время проведения периодических медицинских осмотров сократилось до двух часов.
Также значительно уменьшилась очередь на прием к врачу, а оформление медицинской документации стало в два раза быстрее. Поиск электронной медицинской карты теперь занимает всего 15 секунд, что в пять раз быстрее, чем ранее.
Светлана Чертополохова, руководитель направления социального менеджмента ТМК, на выставке «Иннопром» представила корпоративный опыт и рассказала о проведенном анализе, который позволил выявить узкие места в процессе медицинского обслуживания на заводах. Ранее время нахождения сотрудников в клинике составляло около трех часов, из которых лишь час использовался на получение медицинской помощи. Остальное время тратили на оформление документов, ожидание и внутренние конфликты, что приводило к росту ошибок в документах и недовольства сотрудников.
Для улучшения ситуации ТМК внедрила несколько цифровых технологий, включая штрихкодирование и сканирование медицинских документов, а также голосовой ввод данных при описании результатов УЗИ и электрокардиограммы. Эти изменения значительно повысили эффективность и качество медицинских услуг, предоставляемых сотрудникам.
В целях оптимизации работы корпоративных лечебно-профилактических учреждений была внедрена нелинейная электронная очередь. Пионером в этом нововведении стал Северский трубный завод в Полевском, где профосмотры проходят в трехэтажной медицинской санитарной части (МСЧ).
Использование цифровых технологий позволило более эффективно управлять нагрузкой на врачей и составлять индивидуальные маршруты для пациентов. Это значительно экономит время работников завода, позволяет врачам уделять больше внимания каждому пациенту и активнее заниматься профилактической работой, включая информирование о корпоративных здоровье-сберегающих проектах, таких как «ТМК без табака» и программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения.
Нелинейная электронная очередь была внедрена и в медицинском центре Таганрогского металлургического завода. Представители компании отмечают, что применение ИТ-технологий охватывает все виды медицинских приемов и позволило снизить потребность в дополнительном персонале, таком как медицинские сестры и регистраторы, необходимых для оформления документов.
Это способствовало увеличению удовлетворенности как сотрудников, так и медицинского персонала на 20%. Особенно положительно на изменения отреагировали опытные врачи, что свидетельствует о высоком уровне адаптации к новым условиям.
В будущем компания планирует использовать искусственный интеллект для расшифровки результатов компьютерной томографии и маммографии, а также для создания персонализированных программ здоровья для работников завода с учетом превентивных технологий. Это развитие технологий в сфере здравоохранения на предприятиях открывает новые горизонты для улучшения медицинского обслуживания и здоровья сотрудников.