Несмотря на активное развитие технологий, терапия в виртуальной реальности (VR) остается relativamente новым явлением в медицине, особенно в России, где ее использование только начинает развиваться.
В других странах уже накоплен значительный опыт использования VR для лечения различных психических расстройств. VR представляет собой компьютерную симуляцию окружающей среды, с которой можно взаимодействовать так, как если бы она была реальной.
![Терапия в виртуальной реальности как новый метод лечения в медицине](/images/02/12/255137.jpg)
Это позволяет имитировать повседневный опыт и предоставляет множество возможностей для психиатрии.
Исследования показывают, что VR может быть эффективна для снижения уровня паранойяльных переживаний, таких как недоверие и подозрительность.
Пациенты с паранойей часто держатся на большем расстоянии от аватаров в VR, в то время как люди с расстройствами пищевого поведения по-разному эмоционально воспринимают виртуальную и реальную еду.
Например, фотографии продуктов вызывают у них меньший отклик, чем VR-опыт.
Экспозиционная терапия в VR осуществляется поэтапно, начиная с просмотра фотографий, затем переходя к видеоматериалам и коллекциям предметов.
Постепенно пациент учится взаимодействовать со своей фобией, и, при успешном ходе терапии, достигает уровня комфорта, позволяющего быть рядом с объектом страха без тревоги.
Не все страхи можно проработать в больничной обстановке, такие как боязнь высоты или публичных выступлений. В этих случаях терапия осуществляется через воображение пугающей ситуации.
Тут на помощь приходят VR-технологии, позволяющие погрузиться в свой страх более полноценно. Исследования показывают, что использование виртуальной реальности для лечения аэрофобии, акрофобии и арахнофобии оказывается столь же эффективным, как и традиционная экспозиционная терапия, а иногда даже дает более длительный эффект.
Врач может предложить пациенту надеть VR-очки или шлем, погружающие его в реалистичную цифровую среду. В этом пространстве можно поворачиваться на 360 градусов, взаимодействовать с виртуальными объектами и выполнять действия, направленные на преодоление страха.
Например, человеку с боязнью общественных мест может быть предложено войти в виртуальный вагон метро, а клаустрофобу — в лифт. Тот, кто боится высоты, сможет сделать виртуальную прогулку по веревочному мосту.
Этот процесс не происходит мгновенно; предварительно пациент проходит подготовку и тренировки на более простых локациях. Важно отметить, что, хоть диагностика и лечение проводятся с использованием VR, эмоции и принятые решения действительно реальные.
Специалист следит за прохождением терапии через экран, на котором отображается виртуальная реальность. В 2019 году сообщалось о российских разработках для лечения социального тревожного расстройства, в частности на факультете психологии МГУ и в компании «Модум Лаб» в Санкт-Петербурге.
Современные методы психотерапии включают использование виртуальной реальности (VR) для лечения различных психических расстройств.
Например, пациенты с социофобией могут преодолеть свой страх выступать на сцене с помощью VR-сценариев, где они представляют свою речь перед полным залом.
В таких сценариях существует несколько уровней сложности: на простом уровне аудитория положительно реагирует, а на сложных - становится равнодушной или даже негативной, что помогает пациенту тренироваться в стрессовых ситуациях.
Однако эффективность применения VR в лечении шизофрении изучена менее глубоко.
Исследования показывают, что VR может быть использована для работы со слуховыми галлюцинациями и паранойей.
В первом случае пациент взаимодействует с визуализацией своей галлюцинации, что, хотя и более эффективно традиционных методов, требует осторожности.
Во втором случае больные погружаются в виртуальные сценарии, которые провоцируют параноидальные мысли, например, находясь в людных местах, таких как супермаркеты или поезда.
Терапевты используют проверенные техники когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), чтобы помочь пациентам контролировать свои симптомы.
КПТ направлена на борьбу с искажённым мышлением и помогает снизить уровень тревожности и социофобии.
В 2017 году проведённый анализ 154 исследований по использованию VR в лечении психических расстройств подтверждает высокую эффективность данного подхода, хотя требует дальнейшего изучения методов и методологии самих исследований.
На сегодняшний день технологии виртуальной реальности (VR) еще не утверждены как надежный метод лечения. Однако текущие исследования подтверждают их потенциал в терапии заболеваний, особенно среди пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР).
Например, для военных разрабатываются специальные VR-сценарии, которые позволяют воспроизводить травмирующие ситуации боевых конфликтов с возможностью настраивать параметры для безопасной работы над переживаниями. Этот подход шагает в сторону многогранного использования VR — от работы с фобиями до поддержки пациентов с серьезными психическими расстройствами, такими как шизофрения.
Виртуальная реальность дает возможность погружать пациента в контролируемую среду, где он сталкивается со своими страхами под руководством психотерапевта, что способствует преодолению тревог и проработке эмоциональных травм.
В России применение VR в психотерапии только начинает развиваться, но есть возможность черпать знания из международного опыта, где такие методы активно исследуются более десятилетия.
Например, ряд исследований посвящен оценке эффективности VR в лечении тревожных расстройств и зависимостей. Также имеются работы, посвященные воздействию виртуальной пищи на пациентов с расстройствами пищевого поведения.
Важно также рассмотреть, возможно ли применение полученных результатов из виртуальной терапии в реальной жизни, что открывает новые горизонты для дальнейших исследований в данной области.