Реформа госгарантий в российском здравоохранении для повышения эффективности

Мар 3, 2025 / 14:12

Для повышения эффективности российского здравоохранения необходима реформа госгарантий медицинской помощи, иначе риск замещения бесплатных услуг платными будет расти, утверждают эксперты из Высшей школы экономики (ВШЭ).

Под руководством Сергея Шишкина, эксперты опубликовали исследование о финансировании системы здравоохранения в России и мире, в котором рассмотрели эволюцию здравоохранения с начала 1990-х и сравнили ее с международными трендами.

Реформа госгарантий в российском здравоохранении для повышения эффективности

В исследовании под названием «Организация и финансирование здравоохранения в России и в мире: тенденции и перспективы» установлено, что, по сравнению с аналогичными странам, такими как Бразилия, Казахстан, Китай, Румыния и Турция, расходы на здравоохранение в России являются средними.

Доля государственных расходов в общем финансировании выше, чем в большинстве стран группы, уступая лишь Румынии и Турции, а по подушевым расходам Россия опережает все государства, кроме Румынии.

Авторы делают вывод о том, что расходы на здравоохранение в России соответствуют уровню стран с сопоставимым доходом.

Лариса Попович, директор института экономики здравоохранения ВШЭ, отмечает, что оценка расходов в процентах от ВВП является недостаточно точной.

Измерение доли расходов на здравоохранение в общих бюджетных расходах стран предоставляет более полное представление о ситуации.

Россия находится на уровне некоторых стран ЕС, однако для более детального анализа необходимо учитывать все расходы на здравоохранение, включая ведомственные, корпоративные, благотворительные и даже неформальные выплаты врачам.

Одной из главных проблем российской системы здравоохранения является широкая государственная гарантия бесплатной медицинской помощи на фоне низкого финансирования, которое составляет только 3,2% от ВВП в 2022 году, в то время как в среднем в развитых странах ЕС этот показатель достигает 7,7%.

Это несоответствие вызывает недовольство граждан, как отмечает Сергей Шишкин, директор Центра политики в сфере здравоохранения при Высшей школе экономики.

Данные мониторинга «Готовность к переменам» также подтверждают, что настоящий уровень финансирования здравоохранения не оправдывает ожидания граждан.

Декларируемая доступность медицинской помощи на практике оказывается недостаточной, что приводит к тому, что пациенты вынуждены оплачивать лечение из собственных средств или за счет страховки от работодателя.

Реализованные Минздравом стандарты оказания медицинской помощи не смогли устранить проблемы, связанные с балансом между государственными гарантиями и финансированием.

Система обязательного медицинского страхования (ОМС) претерпела значительные изменения, объединяя элементы государственного и рыночного регулирования.

Тарифы на медицинские услуги варьируются по регионам, что приводит к миграции медицинских специалистов из менее обеспеченных областей в крупные города, особенно заметной в период пандемии.

Двухканальная модель финансирования медицинских услуг — через ОМС и региональные субсидии — не позволяет системе функционировать эффективно на конкурентной основе.

Перераспределение средств ФОМС недостаточно для устранения межрегиональных различий в финансировании медицинской помощи.

По словам профессора НИУ ВШЭ Василия Власова, несмотря на текущие демографические изменения, система здравоохранения в России может столкнуться с еще большими трудностями из-за растущего числа иждивенцев.

Зависимость финансов ОМС от общих бюджетных решений остается высокой, поскольку взносы за неработающее население выплачиваются субъектами РФ.

При увеличении доли пожилых граждан и несоответствии доходов системы необходимость в бюджетных ассигнованиях для покрытия дефицита здравоохранения возрастет.

Важно отметить, что с 2025 года в системе ОМС будут введены новые гарантии для ветеранов, а также для пациентов с тяжелыми и хроническими заболеваниями, включая возможность назначения незарегистрированных в России лекарств.

С целью повышения эффективности лечения онкологических пациентов программа обязательного медицинского страхования (ОМС) вводит новые условия для назначения противоопухолевой терапии.

Граждане также имеют право на прохождение обследований во время санаторно-курортного лечения, что включает выявление факторов риска заболеваний и получение рекомендаций по здоровому образу жизни и питанию.

Однако, по мнению эксперта Василия Власова, ранняя профилактика не снизит финансовую нагрузку на систему здравоохранения, так как предполагает увеличение продолжительности жизни и, соответственно, рост потребления медицинских услуг.

Пример масштабной диспансеризации показывает, что ресурсы системы ОМС перерасходуются на избыточную диагностику, что затрудняет лечение пациентов.

Власов предлагает искать резервы повышения эффективности в перераспределении врачебных кадров на приоритетные направления.

В текущих условиях реструктуризации системы, направленной на амбулаторную помощь, а также непоследовательности в оплате услуг, возникают коллизии.

Поликлиники стремятся увеличить объем помощи, соблюдая верхний предел затрат, что подчеркивает важность экономического стимулирования в ОМС для развития здравоохранения.

Необходимо внедрить более детальную систему оплаты за результат, что позволит создать дополнительные стимулы для медицинских организаций.

Сергей Шишкин утверждает, что как в нашей стране, так и за границей имеется значительный опыт в измерении результативности медицинской помощи.

Дальнейшее развитие системы финансирования здравоохранения стоит перед выбором: либо продолжать замещение элементов общественного и рыночного регулирования административным управлением, либо добиться сбалансированного развития механизмов государственного, общественного и рыночного регулирования.

Первый вариант предполагает либо полный, либо частичный демонтаж существующей системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Полный демонтаж предполагает упразднение ОМС и переход на бюджетное финансирование, тогда как частичный — сохранение формальных атрибутов и институтов ОМС.

В этом контексте страховые компании могут быть выведены из системы ОМС, оставив за ними лишь функции, связанные с выдачей полисов, информационной поддержкой и защитой прав застрахованных.

На данный момент наиболее вероятна централизация и огосударствление системы ОМС с минимальным набором функций, сохранив при этом ее существующую структуру.

По материалам: www.kommersant.ru