Уже четыре года в Республике Татарстан успешно реализуется важный социальный проект под названием «Посланники ЦУР Татнефти». Этот проект ориентирован на просвещение и воспитание молодого поколения в духе ценностей устойчивого развития, утвержденных в рамках программы Организации Объединенных Наций.
Студенты и сотрудники компании активно участвуют в качестве волонтеров, проводя в школах уникальные мероприятия под названием «Самые главные уроки в мире». Целью этих уроков является обучение детей бережному отношению к окружающей среде, раздельному сбору мусора, правильному питанию и эффективному использованию ресурсов. Всего в проекте задействовано 17 целей устойчивого развития, которые рассматриваются через призму игры и интересного познания мира.
Некоторые из этих целей, такие как искоренение нищеты и голода, а также обеспечение качественного образования, кажутся настолько глобальными и сложными, что даже взрослым трудно в них ориентироваться. Тем не менее, учащиеся 5-6-х классов активно участвуют в обсуждении и воплощении этих идей на практике.
Опыт четырех лет работы показывает, что ребята не только успешно осваивают цели устойчивого развития, но и активно применяют их в своей повседневной жизни.
Специалист отдела развития корпоративной культуры и молодежной политики Управления по работе с персоналом компании «Татнефть», Наталья Шмидт, делится секретом успеха проекта. По ее мнению, ключевыми факторами являются качественный образовательный контент, инновационные методики обучения и глубокая вовлеченность в проект волонтеров.
Первоначальные материалы для проведения занятий были разработаны первыми волонтерами под руководством сотрудников Корпоративного университета компании «Татнефть».
Принципиальное отличие уроков, проводимых в рамках проекта, заключается в том, что они организованы в формате диалога, где важную роль играет взаимодействие участников.
Существуют два основных формата проведения уроков: очный и дистанционный. Очные занятия позволяют взаимодействовать со школьниками непосредственно, создавая комфортную обстановку для обсуждения важных проблем. Дистанционные форматы уроков позволяют распространить образовательную программу на более широкую аудиторию и обеспечивают гибкость в организации обучающего процесса.
В итоге проект «Посланники ЦУР Татнефти» становится не только уникальной образовательной платформой, но и доступным источником вдохновения и ценных знаний для молодого поколения.
Большинство студентов получают образование в формате дистанционного обучения. На нашей электронной платформе можно пройти обучение в нескольких школах одновременно. Учебный процесс начинается по ссылке, где проводятся уроки.
На одном из уроков учащихся спрашивают, кто из них любит спорт или хоккейную команду «Ак Барс». Ученики отвечают, и затем им рассказывают об ответственном потреблении и производстве на примере спортивной формы из переработанного пластика, на которой указано, сколько бутылок ушло на ее создание.
Дети узнают о существовании интерактивной карты, позволяющей сортировать мусор и находить пункты переработки в России. Они узнают, что стекло разлагается в природе около тысячи лет, а пластик - почти пятьсот. Также детям рассказывают о проблеме океанского мусора и об острове мусора, который образовался в океане, и никто не может разобраться с этой проблемой.
Для удержания внимания учащихся на уроках используются различные методы. Например, на уроке по здоровью Наталья Шмидт замечает тех, кто отвлекается, и предлагает им активное участие на сцене. Дети показывают свои любимые физические упражнения, такие как отжимания и приседания. Если кто-то чувствует себя неуверенно, предлагается выполнить упражнения вместе, затем все аплодируют ученикам, выходящим на сцену.
Важным компонентом учебного процесса является использование мультимедийного контента. Это позволяет сделать уроки более интересными и понятными для студентов. Мультимедийные материалы могут включать в себя аудио- и видеозаписи, презентации, интерактивные задания и т. д. Они помогают учащимся лучше усваивать учебный материал и запоминать информацию.
Таким образом, электронная площадка позволяет проводить обучение и вовлекать студентов в учебный процесс, используя интересные и наглядные методы. Ученики узнают не только академические знания, но и важные социальные навыки, такие как ответственное потребление и забота о окружающей среде.
Развитие творческого и критического мышления студентов становится ключевой задачей образовательной платформы, которая с успехом реализуется благодаря инновационным методикам и подходам.
Школьникам на занятиях показывают видео- и мультфильмы, посвященные теме устойчивого развития, чтобы привлечь внимание молодого поколения к экологическим проблемам.
Но что ждет ребят в конце урока, когда обычно выдают домашнее задание? Необычная практическая работа! Участники проекта «Школьные биолаборатории» в Татарстане получают саженцы, размноженные методом микроклонирования, инициированным компанией «Татнефть».
Эта компания обеспечила создание и оборудование 9 лабораторий, одна из которых находится в детском доме в Лениногорске. Важной темой здесь также является сохранение экосистемы планеты, что подтверждается участием в проекте «Главные в мире уроки».
Школьники учатся усердно и узнают о масштабной экологической деятельности «Татнефти», в результате которой уже посажено более 23 миллионов деревьев с 2000 года.
В качестве домашнего задания волонтеры просят школьников продолжить заботу о своих саженцах, обещая вернуться в мае для проверки роста деревьев.
Таким образом, дети вносят свой вклад в устойчивое развитие, понимая важность экологической ответственности.
Но это не единственный способ привлечь школьников к практической деятельности. В конце каждого урока ученикам предлагается участвовать в конкурсе «Я есть ЦУР», где необходимо снять видеоролик о своем вкладе в достижение целей устойчивого развития и опубликовать его в социальной сети VK с определенным хештегом.
Инициатива «Посланники ЦУР Татнефти» была награждена различными конкурсами, включая национальную премию «Наш вклад» за вклад в достижение национальных целей.
В 2023 году этот проект стал победителем регионального этапа Приволжского федерального округа в номинации «Ответственный бизнес», что подтверждает успешность и значимость педагогических и экологических инициатив компании «Татнефть».
Важность не в наградах и званиях, а в том, сколько детей удалось действительно вовлечь в цели устойчивого развития и передать эти идеи взрослым. Наталья Шмидт объясняет, что выбор пал на учащихся 5-6 классов не случайно. Влиять на детей этого возраста проще всего, касаться их чувств.
Когда дети возвращаются домой из школы, они обязательно делятся своими новыми знаниями и впечатлениями с родителями. В этом году также учащиеся начали вести «Самые главные уроки в мире». И если есть дети, готовые пройти специальное обучение и выступить перед большой аудиторией, значит, цель проекта достигнута.
На сегодняшний день в рамках проекта было обучено более 116 тысяч детей из 1162 школ Республики Татарстан, проведено около 700 уроков, в качестве волонтеров задействованы 104 молодых сотрудника «Татнефти», 33 студента и 15 школьников для передачи Целей устойчивого развития.
Инициатива «Посланники ЦУР Татнефти» продолжает развиваться и увеличивать свою аудиторию. Сейчас готовятся образовательные материалы для студентов вузов Татарстана. Проект также расширяет географию своего влияния. В Тольятти, где работает филиал «Татнефти», с 2024 года также начнут проводить «Самые главные уроки в мире».