Тема эмоционального состояния человека, как ребенка, так и взрослого, и взаимоотношения между детьми и родителями сегодня является чрезвычайно актуальной. Эмоциональное состояние в одинаковой мере сказывается на жизни, здоровье и поведении детей. Именно об этом говорит наша программа, о чем мы не устаем размышлять.
Множество негативных последствий можно было бы избежать, если бы взрослые обращали больше внимания на чувства и переживания своих детей в различные моменты, особенно во время переходного возраста подростков. Эти вопросы обсуждаются в программе «Недетский разговор» на ГТРК «Владивосток».
Приветствуем всех наших зрителей и слушателей! Сегодня в эфире новая программа «Не детский разговор», и тема этого выпуска — это эмоциональное состояние, отношения между детьми и родителями, а также безопасность детей.
В студии я, Сергей Нелюбин, и моя коллега Ольга Романова, уполномоченная по правам ребенка в Приморском крае. Привет, Оля!
Конечно, наши разговоры всегда требуют участия специалиста, так как обсуждаемые темы очень серьезны. Этим специалистом является психолог Центра психолого-педагогической и социальной помощи «Твой маяк» Ирина Николаевна Бердникова. Добрый день, Ирина Николаевна!
С какими последствиями от неправильных взаимоотношений между родителями и детьми вам приходилось сталкиваться?
- Очень часто возникают трудности в коммуникации между родителями и детьми. Часто бывает, что родители не могут понять своих детей, а дети не могут понять своих родителей. Хотя кажется, что они говорят на одном языке, но на самом деле не слышат друг друга.
Одной из ключевых проблем в отношениях между детьми и родителями является недостаточное внимание взрослых к потребностям и чувствам своих детей. Из-за этого у детей могут возникать обиды на родителей, сопутствующие эмоции, тревоги и страхи.
Часто дети проявляют агрессивное поведение, так как им сложно понять, чего от них ожидают их родители. Важно уметь слушать не только слова ребенка, но и понимать скрытый смысл за этими словами. Это поможет расшифровать их поведение.
Дети обычно выражают свои эмоции через страх, поскольку им трудно разобраться в своих чувствах. Если взрослые не поддерживают в этом, дети начинают испытывать страх и чувство ненадежности. Именно это часто приводит к деструктивному поведению, которое не воспринимается обществом.
Ребенок может стать агрессивным, злым, или пытаться уйти из дома, чтобы проявить свою душевную боль. Иногда взрослые могут ошибочно считать, что ребенок не воспринимает их правила и постановления должным образом, но на самом деле проблема может скрываться в неадекватной реакции взрослого на эмоциональное состояние ребенка.
Дети, на самом деле, очень прямолинейны в своих высказываниях, но взрослые могут просто не обращать на это внимания. Важно научиться слушать и понимать их искренность.
Примером такой ситуации может быть желание родителей заставить ребенка заниматься спортом, не учитывая его собственные интересы и предпочтения. Следует помнить, что для правильного воспитания необходимо умение находить общий язык с ребенком, слушать его и учитывать его мнение и эмоциональное состояние. Только в таком случае можно построить доверительные и гармоничные отношения между родителями и детьми.
Он отказался. Ребенок отвечает: «Мне не хочется», а мать утверждает: «Нет, у тебя все предпосылки».
Большие размеры и рост или специфическая конституция еще не гарантируют будущего атлета или другого видного спортсмена, бегуна. Существует множество видов спорта, к которым можно проявить интерес. Это часто случается. Например, худенькая девочка может быть заинтересована в балете. Ее мать настаивает на этом, утверждая, что должно быть именно так. Однако ребенок заявляет: «Я не хочу быть балериной, мне хочется заниматься живописью». И это тоже часто происходит. Возможно, это наиболее простой пример.
У некоторых подростков могут быть комплексы. Ведь они находятся в процессе роста и физического развития. Я сам был маленьким, а потом начал быстро расти. Мне было неловко носить короткую рубашку. Меня отправили в спортивную секцию, что помогло мне преодолеть стеснение. Но у кого-то может не быть такой возможности.
Очень часто дети ощущают свою ненужность. В наше быстрое время все заняты работой, стремятся заработать и обеспечить семью. Именно это чувствуют дети - что они не нужны. Родители приходят домой поздно и не находят времени поговорить с ребенком, даже если тот просит об этом. Родители просто откладывают беседу на потом, не объясняя причину. С другой стороны, родители, вернувшись домой, пытаются компенсировать упущенное время и следят за каждым шагом ребенка, не давая ему ни на шаг отойти от себя.
Такая гиперопека, к которой могут прийти родители, может иметь различные негативные последствия. Возникает новый сценарий, который, возможно, совсем не похож на предыдущие.
Да, это так. Сейчас дети научились уклоняться от контроля. Они находят выходы из сложных ситуаций, потому что каждый ребенок стремится к самореализации, особенно подростки. И это абсолютно нормально, так как они в процессе взросления, а родители пытаются управлять ситуацией.
Нельзя недооценивать своих детей. Они умнее, чем кажутся. Все это также относится и к историям, которые сложились.
Да, я нахожусь внутри дома. Мама, кажется, находится неподалеку, просто сидит, кажется, что все под контролем, но на самом деле ребенок уже открыл для себя другой мир. Это феномен, который связан не только с интернетом, но и с родительским контролем.
Хотя родители заботятся о своих детях, за этой заботой, скорее всего, стоит не столько забота о детях, сколько о собственной безопасности. Потому что в случае чего-то произойдет с ребенком, могут обвинить родителей.
У меня была недавно одна история, которую я хочу привести в пример, когда мама решила установить видеокамеру в комнате своей подростковой дочери из-за тревоги по поводу того, как она проводит свое время. Девочка увидела камеру и восприняла это очень болезненно, ведь для нее это означало не просто контроль, а недоверие. Девочка разбила камеру на части, но так как мама продолжала беспокоиться, она установила другую камеру в другом месте.
Это история о непонимании, как утверждает Ирина Николаевна. Ребенок не всегда может сказать, что ему нужно для того, чтобы родители ему доверяли. И родители не всегда могут сказать детям, что они боятся за них. Эти невысказанные чувства могут привести к серьезным проблемам, к разрыву отношений, к протесту и даже к тому, что дети остаются один на один со своими проблемами, становятся легкой добычей для посторонних.
Все из-за того, что простые вещи не могут быть выражены простыми словами. Один говорит, что это больно, потому что есть доверие, в то время как другой говорит, что он очень боится, и поэтому стремится уберечь от проблем.