Четыре месяца спустя после разлива мазута в Черном море, последствия катастрофы остаются актуальными, и возникает вопрос о восстановлении туризма на побережье Краснодарского края.
Начиная с 15 декабря 2024 года, когда корпус танкера «Волгонефть-212» разрушился во время шторма, экосистема региона столкнулась с серьезной угрозой. Аналогичная ситуация произошла с танкером «Волгонефть-239» в районе Тамани, в результате чего значительное количество мазута оказалось в море.

По оценкам, около трети из более чем 9 тыс. тонн мазута было выброшено в воду, что стало причиной масштабной экологической катастрофы. На пляжах была проведена массовая уборка: за четыре месяца собрали сотни тонн загрязненного песка и грунта. Эти отходы вывезли на специализированные полигоны, а также утилизировали значительное количество мазута. Ущерб от разлива на начало апреля оценивался в 85 миллиардов рублей, однако эта цифра может увеличиться с дальнейшими работами по ликвидации последствий.
В регионе необходимо провести дополнительные работы, включая завоз около 840 тыс. кубометров чистого песка на затронутые пляжи. Министерство природных ресурсов планирует подготовить проектно-сметную документацию к сентябрю, начать восстановительные работы в IV квартале текущего года и завершить их к маю 2026 года.
Важно отметить, что опыт других стран, которые сталкивались с аналогичными инцидентами, может быть полезен для минимизации последствий и ускорения восстановления экологического баланса.
Необходимым условием для предотвращения экологической катастрофы является прекращение выбросов мазута на берег. Корму танкера «Волгонефть-239», застрявшую на мели, уже разобрали. Для избежания новых утечек из трех оставшихся под водой частей судна их накроют коффердамами – специальными конструкциями, которые еще предстоит соорудить. Эти барьеры должны защитить от разрушительных волн, пока ведется утилизация. Работы планируют завершить к 2026 году.
Что касается мазута, уже попавшего в море, возможно два сценария. Мазут имеет последствия. Например, он застывает при 25 °C для марки М100 и при +10 для М40. В холодной воде мазут может оседать на дно, а при повышении температуры – всплывать на поверхность, где его могут унести волны или вернуть к берегу. Ученые надеются, что анаэробные бактерии помогут переработать мазут за несколько лет.
Инцидент в Керченском проливе не первый. В ноябре 2007 года танкер «Волгонефть-139» раскололся на рейдовой стоянке порта Кавказ, что привело к утечке 1,3 тыс. тонн мазута. Из этого объема удалось собрать три четверти, остальное осело на дно. В 2008 году последовали новые выбросы на Тузле, где мазут всплыл на поверхность из-за теплой воды. Последствия той аварии до сих пор ощущаются и влияют на экосистему, как отмечают ученые из Института проблем экологии и эволюции РАН.
Несмотря на некоторые экологические катастрофы, связанные с разливами нефти, туристический сектор в целом оставался стабильным. Часть нефтепродуктов, попавших в Азовское море, мало повлияла на популярные курорты Черного моря.
Однако история показывает, что такие инциденты могут иметь серьезные последствия. Например, в 1978 году танкер «Amoco Cadiz» потерпел крушение у берегов Бретани во Франции, что привело к разливу 220 тысяч тонн нефти и серьезным загрязнениям на 76 пляжах. Уборка заняла полгода и потребовала привлечения армии, так как нефть проникала в песок на значительную глубину. Несмотря на это, туристы вернулись к своим любимым курортам менее чем через год, и ущерб от ликвидации оценили в 100 миллионов долларов.
В 1979 году произошла еще одна крупная авария - на нефтяной платформе «Ixtoc I» в Мексиканском заливе. Здесь в море оказались 450 тысяч тонн нефти за девять месяцев, что также вызвало серьезные проблемы для прибрежного туризма, особенно в Техасе. Ликвидация последствий заняла 10 месяцев, за которые туризм в регионе практически остановился, что привело к масштабным финансовым потерям для местной индустрии.
Эти примеры подчеркивают, как экологические катастрофы могут влиять на туристические направления, даже если восстановление происходит постепенно.
Спустя два года после восстановления экосистемы заметно увеличился туристический поток в регионы, пострадавшие от экологических катастроф. Ущерб, нанесённый природе и индустрии туризма, составил 1,5 миллиарда долларов.
Это было особенно заметно после аварии на платформе «Deepwater Horizon» в 2010 году в Мексиканском заливе, которая привела к загрязнению 2 тысяч километров побережья и утечке почти полумиллиона тонн нефти. Резкий спад бронирований наблюдался в штатах Луизиана, Алабама, Миссисипи и Флорида, но ситуацию частично улучшили размещение участников ликвидации последствий.
За два года курортная сфера восстановила уровень посещаемости, однако множество семейных ресторанов и магазинов вынуждены были закрыться. Нефтяная компания BP согласилась с виной и выплатила 65 миллиардов долларов возмещений.
Опыт предыдущих катастроф показывает, что туристы быстро возвращаются, даже после серьезных убытков. В курортной Анапе существуют опасения потерять клиентов в следующем сезоне, но надежда на восстановление сохраняется с окончанием восстановительных работ.