Российская промышленность активно занимает сегмент производства оборудования для курортов, опережая китайских производителей по надежности и качеству. Власти России стремятся развивать меры поддержки и защиты внутренней экономики, чтобы сохранить производство в стране и не отдать рынок азиатским конкурентам. Это стало основным посылом на Международном туристическом форуме «Путешествуй!», прошедшем в Москве.
Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко подчеркнул важность инвестиций в отрасль для обеспечения роста туриндустрии, а также необходимость поддержания положительной динамики и привлечения бизнеса к внутреннему туризму.

Горнолыжный туризм стал ключевым направлением, требующим современного и качественного оборудования. В данный момент Правительство РФ поддерживает создание 17 новых курортов, что подразумевает инвестиции на сумму 76 миллиардов рублей. В рамках федерального проекта «Промышленное обеспечение туризма» был сформирован устойчивый спрос на российские продукты, такие как канатные дороги, снежные пушки, ратраки и аттракционы, что свидетельствует о значительном прорыве отечественных производителей.
Например, исполнительный директор АО «КАВКАЗ.РФ» Хасан Тимижев назвал российских производителей «спасателями» отрасли, подчеркивая их роль в преодолении кризисных явлений и поддержании рабочих мест.
После резкого ухода европейских брендов российские курорты столкнулись с вызовами в области обеспечения себя необходимым оборудованием и ремонтом. Однако отечественные заводы быстро адаптировались к новым условиям, начав поставлять запчасти и новинки техники.
Как рассказал Хасан Тимижев на форуме «Путешествуй!», уровень локализации в горнолыжном туризме увеличился с 5% в 2021 году до 47% в текущем году, и он уверенно смотрит в будущее, надеясь на достижение 100% с помощью поддержки правительства и Минпромторга.
На форуме были представлены успехи в импортозамещении, что вызвало восторг участников. Например, компания РУСЛЕТ продемонстрировала новую 10-местную кабину для канатной дороги, а генеральный директор Дмитрий Сидорович сообщил, что завод «ТверьКанатДор» начнет производить до 15 канатных дорог в год, что полностью закроет запросы на рынке.
Кроме того, ООО «КБ Ратрак Урал» представила новейший ратрак, а компания «Волгабас» показала свои современные туристические автобусы. Этот прогресс вселяет уверенность в то, что отечественная промышленность способна производить качественную, стильную и удобную технику, что весьма радует потребителей.
На форуме, состоявшемся на ВДНХ, горнолыжник Михаил Строков выразил положительные впечатления о новой кабине «РУСЛЕТ», отметив ее превосходный обзор и предполагаемую эффективность на склонах.
Никита Ухов, биатлонист, подчеркнул высокое качество и функциональность российского ратрака, добавив, что такие разработки следует внедрять на российских курортах.
Однако на мероприятии не было представлено китайских технологий, возможно, из-за их неоригинальности — многие из них основываются на устаревших европейских аналогах. Например, китайские канатные дороги бренда «BMHRI», появившиеся в России после 2022 года, не вызвали большого интереса.
Российские курорты лишь рассматривают единичные покупки из-за отсутствия сервисного обслуживания и сомнений в качестве продукции, что связано с негативным опытом работы с китайским автопром.
В связи с этим российские производители требуют защиту от китайской конкуренции, особенно в тяжелом машиностроении, где компании из КНР активно используют демпинговые цены, предлагая продукцию до 50% дешевле рыночной.
Власти Китая оказывают значительную поддержку своим компаниям посредством тарифного регулирования, налоговых льгот и лоббирования. Это приводит к тому, что российские производители теряют конкурентоспособность на собственном рынке. Несмотря на развитие отечественной промышленности, темпы роста остаются недостаточными.
Эксперт Станислав Бурханов подчеркивает необходимость финансовой поддержки отечественного производства, чтобы сохранить деньги внутри страны. На данный момент экономические отношения между Россией и Китаем можно считать неравными. Так, в 2021 году Китай занимал 18% в общем торговом обороте России, тогда как доля России в Китае составляла всего 2%.
Прогнозы на 2024 год указывают на рост экспорта из Китая до 31%, однако этому процессу мешают вторичные санкции США, которые вызывают опасения у Пекина. Экономист акцентирует внимание на важности внутренней поддержки производства в России.
Китайские предприятия получают значительную помощь от государства. Например, Народный банк Китая снизил процентные ставки для бизнеса до рекордных 3,45% годовых, что стимулирует как производство внутри страны, так и экспорт, включая поставки в Россию.
Эксперты отмечают, что китайская конкуренция приводит к демпингу цен, что сильно затрудняет выход российской продукции на массовый рынок. Это создает трудности для производителей, которые стремятся поддерживать высокие стандарты качества. Для улучшения ситуации необходимо создание больших заказов и внедрение государственной системы субсидирования, что поможет обеспечить конкурентоспособность российских товаров на фоне агрессивной ценовой политики китайских компаний.
Вопрос импортозамещения в туротрасли требует нового подхода. Как отмечает руководитель Экспертного совета Российского союза туриндустрии (РСТ) Николай Литаренко, необходимо привести ценовую политику к уровню или даже ниже цен основных конкурентов, например, Китая.
Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Вахруков поддерживает мнение участников форума о том, что отдать рынок азиатским производителям было бы ошибкой. Основная задача — создать устойчивый спрос на качественные внутренние товары. Однако существующие предложения из Азии пока не отличатся высоким качеством, что отмечают и профильные ведомства.
Первый замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков подчеркивает значимость качества и безопасности оборудования для курортов. Он акцентирует внимание на необходимости сертификации, которая должна отсекать низкокачественную продукцию. Опыт взаимодействия с Китаем показывает, что многие китайские товары могут не соответствовать жестким российским стандартам безопасности, которые вскоре будут введены.
Так, исполнительный директор ООО «Ай Си Эс» Евгений Хрыкин уверен, что китайское оборудование будет испытывать трудности с прохождением российской сертификации.
Поддержка отечественного производства в туризме становится все более актуальной. Станислав Бурханов отмечает примеры успешной работы российских заводов, способствующих обеспечению туриндустрии надежным оборудованием. Эти производители сегодня играют ключевую роль в поддержании российской туристической отрасли и требуют внимания и поддержки со стороны государства.
В рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» предусмотрено выделение до 403 миллиардов рублей на поддержку этой сферы в период до 2030 года. Основная цель — достичь 140 миллионов туристических поездок по России и увеличить вклад туротрасли в ВВП до 5% к 2030 году.