Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) объявил о новом партнерстве с китайской компанией Jingdong, которая стала четвертым спонсором второго уровня Лиги чемпионов.
Соглашение подписано на три года, с 2024 по 2027 годы. Условия сделки не раскрываются, однако стало известно, что сотрудничество стало возможным благодаря швейцарскому агентству TEAM Marketing, которое помогло привлечь несколько новых партнеров.

В прошлом году к списку спонсоров добавились «EA Sports FC», «Topps» и китайский бренд «Oppo», производитель смартфонов. Теперь к ним присоединилась Jingdong.
УЕФА возлагает надежды на успешное сотрудничество с Jingdong и другими спонсорами, рассчитывая увеличить доходы до 750 миллионов евро за сезон, что на 39% больше по сравнению с предыдущим трехлетним циклом. Эти цели достигнуты благодаря расширению количества глобальных спонсоров и введению нового уровня спонсорства.
В текущем сезоне Лиги чемпионов появилась возможность расширить список спонсоров благодаря переходу на новую модель розыгрыша, что увеличило количество матчей.
В числе главных спонсоров на период 2024-2027 гг. числятся такие компании, как Qatar Airways, букмекерская контора Bet 365, Heineken, Mastercard, FedEx, PepsiCo/Lay's, JustEat Takeaway, Crypto.com и Sony PlayStation.
Одним из значимых игроков в сфере электронной коммерции является компания Jingdong, основанная в 1998 году Лю Цяндуном. Изначально стартовав с розничного магазина по продаже магнитных продуктов, в 2003 году компания сделала акцент на онлайн-продажах, что позволило ей занять позицию одного из крупнейших ритейлеров в Китае.
По данным за прошлый год, выручка Jingdong составила $153,7 млрд, а состояние Лю Цяндуня Forbes оценивает в $7,3 млрд.
В 2018 году бизнесмен оказался в центре скандала в США, связанного с обвинением в изнасиловании и нанесении побоев, что привело к многолетней судебной тяжбе.
В результате заключили урегулирование спора во внесудебном порядке, что освободило Лю от дальнейших обвинений.
Топовые футбольные турниры все чаще уходят за пределы Европы, что открывает новые возможности для коммерции и взаимодействия с фанатами. Примером служит ожидаемое проведение финала Лиги чемпионов в 2033 году в США.
Этому способствует сотрудничество UEFA с компанией Jingdong, которое позволит реализовать цифровые акции и бесшовные интеграции с электронной коммерцией. Это значительное партнерство предоставляет азиатским фанатам футбола новые способы взаимодействия с турниром, тем самым увеличивая присутствие UEFA на китайском рынке, который демонстрирует растущий интерес к футболу, несмотря на неиспользованный коммерческий потенциал.
JD.com, впервые пришедшая на европейский рынок в 2016 году через сотрудничество с «Ливерпулем», постепенно расширяет свои возможности в футболе. В 2018 году компания стала спонсором чемпионата мира в России, что сигнализирует о постоянном усилении влияния китайских брендов в мировом спортивном ландшафте.
На чемпионате Европы в 2024 году уже несколько китайских компаний стали официальными спонсорами, что, по данным Financial Times, принесло доход в 600 миллионов евро. Среди них такие гиганты, как платежное приложение Alipay, интернет-магазин AliExpress, производитель смартфонов Vivo, компания Hisense и бренд электромобилей BYD.
Таким образом, динамика спортивной коммерции в Китае продолжает оказывать заметное влияние на европейский и мировой футбол.
Экспансии футбольных турниров в Азии имеет значительный смысл благодаря их популярности.
Исследования CSM Media Research показали, что 187 миллионов китайцев смотрели «Евро-2024». В то же время, топ-20 футбольных клубов Европы заработали 11,2 миллиарда евро в сезоне 2023/24, причем доход от матчей вырос на 11% до 2 миллиарда евро, согласно Deloitte.
УЕФА, имея достаточно спонсоров, хочет расширить свои возможности. В 2022 году союз подписал контракт с маркетинговым агентством Relevant Group для поиска ТВ-партнера в США, что привело к шестилетнему соглашению с CBS на 1,5 миллиарда долларов. Это впечатлило руководство УЕФА, которое теперь планирует заменить TEAM Marketing на Relevant Group для привлечения новых спонсоров и мечтает о проведении финала «Лиги чемпионов» в США.
Доход УЕФА прогнозируется к росту с 3,5 миллиарда евро до 4,4 миллиарда ежегодно в период с 2024 по 2027 годы благодаря реформам в еврокубках. Президент УЕФА Александр Чеферин отметил высокую степень удовлетворенности обновленной «Лигой чемпионов» среди спонсоров и команд, что предполагает увеличение их инвестиций в соревнования.