Европейская спонсорская ассоциация (ESA) совместно с Nielsen Sports представила годовой отчет о состоянии рынка спортивного спонсорства в Европе. Согласно их данным, в 2024 году рынок достиг рекордного объема в 23,41 млрд евро, что на 3,11 млрд евро больше, чем в 2019 году.
Основным двигателем роста стали новые спонсоры из Ближнего Востока. Особенно выделяется Саудовская Аравия, которая подписала около 900 спонсорских соглашений, среди которых 194 относятся к футболу. Эта страна рассматривает спорт как инструмент для усиления своего влияния на мировой арене.

Клубы в Европе в среднем тратят 18 млрд евро на зарплаты, при этом доходы превышают расходы на 33%. Согласно отчету УЕФА, активные инвестиции Саудовского государственного инвестиционного фонда (PIF), управляющего активами на сумму приблизительно $925 млрд, также способствуют динамичному развитию спортивного сектора.
С момента своего формирования PIF инвестировал 5 млрд долларов в различные спортивные проекты, включая покупку клуба «Ньюкасл», организацию турниров и формирование новых спортивных событий, таких как «LIV Golf». Эти действия направлены на диверсификацию экономики страны и уменьшение зависимости от нефтяной сферы.
Кроме Саудовской Аравии, другие страны Ближнего Востока, такие как Катар и ОАЭ, также активно инвестируют в европейский спорт.
В ближайшее время в Абу-Даби пройдет финал баскетбольной Евролиги, а в Дохе отметят чемпионат мира по баскетболу 2027 года. По данным отчета, несмотря на рост спортивного спонсорства, неспортивные сектора, такие как кино и культура, все еще не достигли уровней, предшествовавших пандемии, снизившись с 10,43 до 9,49 миллиарда евро.
«Рост спонсорской индустрии в 2024 году, который превысил допандемические показатели, символизирует восстановление», – отмечает управляющий директор Nielsen Sports Саманта Ламберти.
Испания стала самым динамично развивающимся рынком спонсорства в Европе, увеличив свои показатели на 19% за год, до 1,92 миллиарда евро. Германия и Великобритания остаются крупнейшими рынками, с объемами спонсорства 6,21 и 5,57 миллиарда евро соответственно, оба увеличив свои показатели на около 10%.
Эксперты ESA прогнозируют, что в 2025 году женский спорт привлечет больше брендов, что станет катализатором его роста. «Хоть не на всех рынках виден значительный рост, мы уверены, что 2025 год станет решающим для женского спорта, новых событий и использования технологий для улучшения зрительских впечатлений», – добавляет председатель ESA Софи Моррис.
В английском футболе также намечены реформы в женском формате, направленные на повышение качества игры и увеличение зрительской аудитории.
Компания Women's Sport Trust (WST) провела опрос, который показал, что 85% брендов, поддерживающих женский спорт, намерены продолжать свою деятельность в этой области.
При этом 86% брендов отметили, что спонсорство оправдало или превзошло их ожидания по возврату инвестиций.
Генеральный директор WST Тэмми Парлор подчеркнула важность этих результатов для всей отрасли.
Также в отчете УЕФА говорится, что 73% европейских футбольных команд сохранили прежних титульных спонсоров на 2024 год, при этом наибольшее количество спонсоров — 15% — составляют беттинговые компании, за ними следуют представители розничной торговли и профессиональных сервисов, по 12%.
Рынок поддельной футбольной продукции увеличился на 518%, что привело к потерям у клубов АПЛ в размере 180 миллионов фунтов.
Исследование также показало, что 68% команд Европы выбирают местные компании в качестве титульных спонсоров, а 84% клубов - это также местные предприятия.
Минимальный процент иностранных спонсоров наблюдается в Англии — 10%, в то время как Греция имеет 50%, а Италия и Испания по 60%.
В Норвегии и России нет ни одного иностранного титульного спонсора, тогда как в Германии и Франции доля местных спонсоров в топ-5 чемпионатах достигает 78%.