Агентство по противодействию коррупции совместно с Министерством туризма и спорта провело внешний анализ коррупционных рисков в отношении финансирования спорта. Результаты этого анализа указали на наличие коррупционных рисков, которые приводят к неоправданным расходам и хищениям государственных средств.
По информации, полученной из Агентства по противодействию коррупции РК и размещенной на портале Liter.kz, анализ был проведен как на центральном, так и на региональном уровнях. На центральном уровне была проанализирована деятельность Министерства туризма и спорта, в то время как на региональном уровне были исследованы областные управления спортом и физической культурой.
По итогам анализа было обнаружено, что бюджет на спортивную отрасль вырос в два раза с 2018 года и составил 1,4 трлн тенге. Кроме того, на следующие три года запланировано выделение еще 1,3 трлн тенге.
Несмотря на значительные финансовые вливания, Казахстан сохраняет низкое положение в олимпийских медальных зачетах, Всемирном спортивном рейтинге и является одной из стран с проблемой коррупции в спорте, подтвержденной высоким рейтингом по количеству подозрительных матчей (четвертое место в антирейтинге по данным международной организации Sportradar).
По информации из ведомства, анализ, представленный Антикором, выявил ряд факторов, обуславливающих текущую ситуацию и способствующих неэффективному расходованию государственных средств.
Первым фактором является неравномерное финансирование спорта высших достижений и массового спорта. Бюджет на спорт высших достижений в девять раз превышает средства, выделенные на массовый спорт (340 млрд тенге против 35 млрд тенге).
В профессиональном спорте существует практика непрозрачных и субъективных выплат, в то время как в сфере массового спорта процесс распределения средств оцифрован и ориентирован на потребности общества. Эти расхождения в финансировании и прозрачности процессов могут способствовать возникновению коррупционных схем, ведущих к нерациональному использованию средств.
Кроме того, уровень контроля и мониторинга эффективности расходования государственных средств в сфере спорта оказался недостаточным, что создает условия для возможного злоупотребления и хищений.
С целью улучшения ситуации и повышения прозрачности в финансировании спорта необходимо проведение комплексных мероприятий по оптимизации бюджетных ассигнований, увеличению эффективности контроля и мониторинга расходования средств, а также повышению ответственности за неправомерные действия. Только через такие меры можно добиться снижения коррупционных рисков и обеспечить более эффективное использование государственных ресурсов в спортивной отрасли.
В области спорта высших достижений стали обычными явления натурализации иностранных спортсменов. За годы независимости Казахстан приобрел 126 иностранных атлетов в олимпийских видах спорта, и лишь каждый второй из них вернулся на родину.
Проблемы, связанные с финансовыми операциями в спорте, также тревожат общественность. Неэффективное освоение финансовых средств спортивными организациями и уполномоченными органами приводит к нежелательным последствиям. Неконтролируемый вывод средств на проведение фиктивных учебно-тренировочных сборов и аренду спортивных помещений, закуп спортивной экипировки и инвентаря по завышенным ценам, переплаты несуществующим работникам и двойное финансирование — все это лишь некоторые из проблем, связанных с финансовыми операциями в спорте.
Кроме того, имеют место неэффективные расходы спортивных федераций и профессиональных клубов, финансируемых АО 'Самрук-Қазына'. Выявлены системные риски вывода средств через выплаты неэффективным игрокам профессиональных клубов, повышенные зарплаты руководству, отдых в дорогих отелях под предлогом тренировочных сборов и сомнительные агентские соглашения.
За последние шесть лет на финансирование четырех профессиональных клубов было направлено 138 миллиардов тенге из средств АО 'Самрук-Қазына' (ФК 'Астана' — 50,1 млрд, ХК 'Барыс' — 48,8 млрд, велокоманда 'Astana Qazaqstan Team' — 31,5 млрд, БК 'Астана' — 8 млрд тенге).
Проблематично также управление спортивными сооружениями, поскольку за последние десять лет было передано в частные руки 55 спортивных государственных организаций. При этом доверенные управляющие и новые владельцы получили 83,8 миллиарда тенге только из бюджета на подготовку спортсменов и аренду спортивных сооружений.
Также заметно отсутствие реальной реализации государственно-частного партнерства в области спорта. Под видом ГЧП и эксплуатации спортивных сооружений фиктивно закупаются спортивные услуги для детей без проведения госзакупок и бюджетного финансирования для детского спорта.
С 2016 года в сфере спорта было осуществлено реализация 77 проектов государственно-частного партнерства на сумму 89,3 млрд тенге, из которых выплачено 62 млрд тенге в виде бюджетных инвестиций.
Одной из проблем, выявленных в данной сфере, является отсутствие цифровизации спортивных процессов. Например, запланированная в 2020 году разработка нацеленной на внедрение Национальной цифровой платформы Е-sport так и не была проведена. Это приводит к тому, что профильное министерство не обладает полной информацией о состоянии казахстанского спорта, не ведет общего учета спортивных сооружений, секций и тренеров.
В результате значительные средства, выделяемые на развитие спорта, не эффективно используются и Казахстан отстает по спортивной инфраструктуре от других стран. Наблюдаются несоответствие стандартам UEFA и FIFA стадионов, неремонтированные залы Детско-юношеских спортивных школ и т.д.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, ведомство определило причины, включая нечеткие цели, недостаточности в правовой сфере, неэффективное и непрозрачное финансирование, а также отсутствие ответственности за нарушения в области спорта. В результате этого анализа Министерство туризма и спорта предложило пакет мер в сфере усовершенствования финансирования спорта, внедрение которых требует согласования государственных органов и изменений в законодательстве.