Новый год россиян ждет удивительное событие – 1 января в прокат выходит долгожданный фильм «Финист. Первый богатырь». Это сказочный блокбастер переносит зрителей в мир былинных героев, истории которых передавались из поколения в поколение, но с новыми неожиданными интерпретациями.
Главные персонажи предстанут в необычных образах, что наверняка привлечет внимание зрителей. Визуальные образы богатырей, как правило, ассоциируются с традиционными атрибутами – блестящими шлемами, доспехами и могучими мечами. В былинах их описания не так подробны, что порождает необходимость современного художественного представления.
Искусствоведы отмечают, что известные образы, такие как Илья Муромец, были сформированы в XIX веке благодаря художникам, которые переосмысляли народные предания. Среди них особенно выделяется Виктор Васнецов, который создал множество рисунков, вдохновленных фольклором.
Его работы, включая «Витязь на распутье», позволяют увидеть богатырей как глубоко чувствующих и романтичных героев. В Русском музее в Петербурге открылась выставка, посвященная наследию Васнецова и его вкладу в визуализацию русских сказаний.
В картине «Богатыри» изображены три витязя, олицетворяющие силу и спокойствие. Они представляют собой целый русский народ, как отметил профессор кафедры культурологии ГАУНГ Александр Иваницкий, подчеркнув, что эти три фигуры символизируют различные аспекты национального характера.
Илья Репин также углубился в народные сюжеты, продолжая традицию Билибина, чьи иллюстрации знакомы многим советским детям. Он популяризировал образы, такие как Шамханская царица, Жар-Птица и Царевна-Лягушка, становясь их первым визуализатором. Как объяснил исследователь Алексей Шаен, образ сокола всегда ассоциируется с воинственными качествами, делая его символом силы на Руси.
В рамках нового фильма обыденные образы получают новые черты. Например, Белогорье представлено иначе, чем у Билибина, а Баба Яга, исполненная Юлией Пересильд, отличается молодостью и красотой, в то время как в оригинальных иллюстрациях она изображалась как старая ведьма. Пересильд объясняет, что её персонаж находится в поиске любви и приключений, отправляясь на Восток.
Восточные элементы становятся отличительной чертой этого фильма, хотя даже у Васнецова можно встретить ковер-самолет. В «Финисте Первом Богатыре» ключевым персонажем становится верблюд по имени Джамал, что необычно для русских сказок. По сюжету, колдун поменял сознание восточного погонщика и его верблюда местами, что добавляет комедийный элемент.
Связь с народными образами, будь то через лубочные картинки или вклад великих художников, а также в детских книжках и современном кино, формирует генетическую память о национальном характере. Эти элементы не теряют своей актуальности и продолжают определять культуру, подчеркивая её неповторимость и силу.