Максим Дунаевский, прославленный композитор, за свою карьеру создал музу к более чем 60 фильмам, среди которых такие знаковые картины, как «Карнавал», «Мэри Поппинс, досвидания!», «В поисках капитана Гранта» и «Д'Артаньян и три мушкетера». В настоящее время он занимает должность художественного руководителя Московской областной филармонии и является президентом фестиваля «Музыкальное сердце театра», который предоставляет молодым музыкантам возможности для творчества.
В интервью изданию «Газета.Ru» Дунаевский поделился своими взглядами на современные музыкальные тенденции и о своем отношениях с некоторыми исполнителями, такими как Моргенштерн, к которому у него не было теплых чувств.

Одной из важных тем, которую он обозначил, стало положение творческой жизни в удаленных от столицы регионах. Дунаевский отметил, что на расстоянии нескольких километров от Москвы сцены существуют в условиях, совершенно отличающихся от столичных. В маленьких городах концерты чаще всего проходят в старых домах культуры, пришедших с советских времен, и большинство из них нуждаются в ремонте. В результате, полноценная концертная жизнь в таких местах затруднена.
Дунаевский подчеркнул, что Московская областная филармония играет ключевую роль в развитии культурной жизни в регионе, стремясь наладить проведение концертов и поддержать талантливых артистов.
Композитор также затронул вопрос поддержки начинающих музыкантов и артистов со стороны государства. Он утверждает, что исторически это была одной из задач государства — поддержка культуры и искусства. Проблема заключается в недостатке финансирования для многих академических учреждений, что не позволяет им развиваться на должном уровне. В отличие от шоу-бизнеса, который может быть более автономным, многие музыкальные проекты зависят от государственной поддержки.
Настоящее искусство невозможно без поддержки со стороны государства, особенно в разных странах с их уникальными системами финансирования культуры. Например, во Франции даже небольшие театры и концертные залы получают финансирование от государства.
В России, к сожалению, ситуация обстоит иначе: существует много бюрократии и контрольных органов, что затрудняет получение необходимых средств для поддержки театрального искусства. Несмотря на это, Новосибирск выделяется как один из ведущих театральных центров страны с высококачественными музыкальными театрами, которые не раз были отмечены наградами. Этот город имеет широкий выбор театров, включая оперные и музыкальные, что создает благоприятную атмосферу для развития искусства.
Что касается музыкальных конкурсов, таких как шоу «Голос», они, безусловно, могут существенно увеличить популярность участников, но карьеры, построенные на их основе, едва ли можно назвать стабильными. В большинстве случаев это всего лишь мимолетный успех, основанный на временном внимании зрителей. Даже лучший концерт не гарантирует долговечного успеха артистов.
Фестиваль «Музыкальное сердце театра» можно рассматривать как важный инструмент для начинающих авторов и исполнителей. Он служит площадкой для изучения современного состояния жанра и поиска новых талантов. Такие мероприятия, подобно премиям, помогают заметить и поддержать молодежь в их стремлении к творчеству, предлагая возможность продемонстрировать свои способности на более широкой аудитории.
Для полноценной оценки спектаклей жюри необходимо видеть и слышать все выступления. Это способствует развитию жанра.
Образование в области музыки остается актуальным вопросом. Многие артисты успешно выступают, не имея как такового диплома, что ставит под сомнение важность формального музыкального образования. Однако образование, безусловно, является основой культурного развития в любой сфере, не только в музыке.
В последнее время его качество значительно снизилось, что касается не только музыкального обучения, но и многих других областей. Система образования была нарушена, и восстановить её будет непросто.
Недавно Лариса Долина высказала мнение, что музыкой должны заниматься настоящие музыканты, а не те, кто просто имеет популярность в социальных сетях, что, безусловно, вызывает поддержку. Искусство должно адекватно представлять свои истинные ценности.
Современная музыка может вызывать споры: Моцарт и Чайковский также могут считаться современными композиторами в определенном контексте, ведь их произведения по-прежнему актуальны и востребованы. В нашей филармонии наблюдается большой интерес к операм Моцарта, таким как «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».
Что касается эстрадной музыки, здесь очевидно, что ничего революционного не происходит. Кажется, что всё развитие идет по замкнутому кругу, и это вызывает недоумение. Нельзя игнорировать тот факт, что несмотря на отсутствие новшеств, интерес к различным формам музыки все же сохраняется, и это заслуга как музыкантов, так и зрителей.
Я разбираюсь в западной музыке, осознаю, как она развивается и какие законы её регулируют. У нас же в шоу-бизнесе царит хаос, и зачастую главной целью является хайп без какой-либо системы. Здесь не наблюдается настоящего творчества, так что и обсуждать это не хочется.
Однако не могу не упомянуть о рэпере Моргенштерне, который в России признан иностранным агентом и сейчас пользуется огромной популярностью. Его творчество, как мне кажется, сфокусировано на том, чтобы шокировать публику, вызвать реакцию и споры. Но к искусству это не имеет никакого отношения. Моргенштерна нельзя оценивать по критериям искусства, так как среди фриков часто встречаются люди с ограниченными способностями, стремящиеся громко заявить о себе.
Когда речь идет об artенных направлениях и течениях, их много - от новаторских спектаклей до традиционных представлений. Есть как отечественные, так и западные явления. В одном из недавних интервью я сказал: «Голую задницу показывать со сцены бывает выгоднее, чем играть симфонию Малера». Да, я считаю, что обнажение в искусстве, особенно в театре, часто является дешевым приемом. Это действительно может привлечь внимание и вызвать смех, в отличие от серьезного произведения.
Вы, конечно, слышали о постановке Кирилла Серебренникова «Машина Мюллера»? Спектакль критикуется в основном за обилие наготы. Если о чем-то говорят слишком много, это, скорее всего, сделано с целью привлечения внимания и повышения популярности. Не видел я этот спектакль, но предполагаю, что это именно тот самый эпатаж, о котором мы говорили, без других подводных камней.
В 2020 году я написал музыку для мультсериала «Зебра в клеточку». Можно сказать, что написание для детей проще? Неправда! Помню, что Толстой, ответив на вопрос о том, как писать для детей, сказал: «Так же, как для взрослых, только еще лучше». Это действительно так, ведь работать с детской аудиторией требует особого подхода и глубины.
Я хотел бы, чтобы говорили не только о таких известных работах, как музыка к «Д'Артаньяну и трем мушкетерам», но и о моем менее успешном произведении - «Саломея, царевна Иудейская» по пьесе Оскара Уайльда. Это сочинение было написано в конце 80-х - начале 90-х, когда театральная жизнь переживала трудные времена. К сожалению, это был мёртвый период для популяризации театра. Сейчас моя мечта заключается в том, чтобы это произведение все-таки увидело свет на сцене.