На ранних этапах своего президентства Александр Лукашенко объявил войну организованной преступности в Беларуси. В 1997 году были устранены заметные фигуры криминального мира, такие как Щавлик, Траца и Лукаш, хотя официальные источники утверждали, что их смерть была следствием разборок между преступниками.
Некоторые СМИ высказывают мнение, что к ликвидации были причастны силовые структуры. В декабре прошлого года Лукашенко на встрече с депутатами подчеркнул, что водой на огонь в преступном мире залили его решительные меры. Он отметил: «Мы быстро навели порядок, разобравшись с бандформированиями за месяц».

За годы его правления происходили разовые операции по борьбе с преступностью, включая устрашение задержанных, когда их вывозили в лес и стреляли в воздух. Президент также выступал с угрозами в адрес криминальных лидеров в СМИ, предостерегая их от активных действий.
Хотя Лукашенко заявлял о значительном сокращении организованной преступности, фактически криминальные структуры продолжали существовать, включая воров в законе, которые организовывали встречи и собирали деньги в общак, свидетельствуя о наличии глубоко укоренившейся преступности.
Криминальный мир Беларуси укрепился, и воры в законе, такие как Александр Кушнеров («Саша Кушнер») и Павел Алексеевич («Паша Паштет»), ведут между собой войны за влияние.
За месяц до президентских выборов в Лиде Гродненской области прошла криминальная сходка, где пытались определить смотрящего за городом. Среди присутствовавших был и Саша Кушнер с его подручными. Однако сходка была сорвана вмешательством МВД, что стало шумным событием в этой истории.
МВД, задержав Кушнера, возможно, стремилось усилить его образ как главного вора в законе Беларуси. В процессе ареста Кушнер открыто заявляет о своих криминальных связях, несмотря на то что это может привести к аресту.
Эта открытость вызывает подозрения о его связи с МВД, ведь Лукашенко поставил перед министерством задачу искоренить воров в законе. Появление открытых заявлений Кушнера может свидетельствовать о его защите со стороны правоохранителей.
Конфликт между Кушнером и Паштетом совпал с предвыборным периодом, и оба преступных элемента стремятся укрепить свои позиции в криминальном мире. Пока что Кушнер, похоже, терпит поражение в борьбе за влияние, что вызывает вопросы о контроле над криминалитетом в стране, особенно в свете экономического кризиса 2011 года.
В мае 2011 года в ОАЭ воровской авторитет Аслан Усоян, известный как Дед Хасан, короновал пятерых новых воров, среди которых оказался и Саша Кушнер, ставший главой криминала в Белоруссии.
Его связывают с одной из самых опасных банд в истории страны — организацией Морозова, чье руководство было приговорено к смерти, в то время как Кушнеру удалось избежать высшей меры наказания, получив 15 лет лишения свободы. Ходят слухи, что ради спасения жизни он согласился сотрудничать с белорусскими спецслужбами для внедрения в криминальные круги.
Усоян принимал решение о его назначении, а поддержал Кушнера выходец из бобруйской мафии Вова Бирюк. Однако кутаисская ОПГ, возглавляемая Тариэлом Ониани (Таро), не признала Кушнера, отдав предпочтение своему окружению.
В ноябре 2012 года на сходке в Дубае кутаисцы провозгласили «дубайскую четвёрку»: Руслана Лебедева, Павла Алексеевича, Александра Медведева и Олега Герасимовича. Этот инцидент вызвал смятение в белорусском криминальном мире, так как Кушнер недальновидно причислил их к так называемым «опущенным».
В недавнем обсуждении в Интернете арестанты подняли вопросы, касающиеся скандала с Вовой Бирюком и Кушнером. Бирюк много лет назад якобы описал бродягу по прозвищу Апука как «петуха» из-за его падения в камере с уголовниками. Однако у других он вызывал доверие, что позволяло даже заниматься совместными делами.
Внутренние распри среди криминального мира Белоруссии привели к тому, что Кушнер, ища власть, обвинил всех воров, поддерживающих Апуку, в непорядочности. Это затянуло в конфликт таких влиятельных людей, как Галей, Лебедь, Паштет, Муму и Медвежонок, тем самым сделав их противниками Кушнера и фактически отделив его от криминального мира.
Такой шаг не только не помог Кушнеру утвердиться, но и поставил его в уязвимое положение. С тех пор группа, известная как «дубайская четвёрка», начала планомерно лишать его власти и, возможно, ставила вопрос о его жизни.
Инцидент в Лиде, когда СОБР прервал сходку, вновь напомнил о напряжённости вокруг Кушнера. На встрече, где он планировал обсудить свои дела, оказалась накалённая обстановка с присутствием его бывшего сторонника Олега Немца, который привёл свою команду. В результате состоялась рукопашная схватка между сторонниками Немца и Кушнера на автостоянке, где их разборки заметили местные жители.
Кушнера задержали, и по информации СМИ, его продержали в милиции до вечера, а затем тайно вывезли за пределы города, где он смог пересесть в свой автомобиль, чтобы избежать наказания.
В два часа ночи авторитет, по слухам, находился у себя дома в Минске, а вскоре покинул страну. После встречи в Лиде Паша Паштет взял под контроль криминальные дела и отменил решения, ранее принятые Кушнером. Он уволил всех назначенных им смотрящих и обратился к белорусским ворам — Муму и Медвежонку, утверждая, что необходимо восстановить порядок в тюрьмах и лагерях, которые, по его мнению, страдали от разобщенности и нехватки ресурсов из-за действий Кушнера.
Если смена власти могла бы заинтересовать криминальных генералов, то они предпочли оставаться в тени, демонстрируя аполитичность и даже выражая доброжелательные слова в адрес Лукашенко. Артур Баханьков, смотрящий за Могилёвом, отметил, что Лукашенко «много сделал для страны» и продолжил обсуждать воровские дела через «Ютуб».
Баханьков, чтобы избежать возможных проблем во время выборов, временно уехал в Египет, где продолжил публикацию видеоблогов, в которых он не стеснялся оскорблять Сашу Кушнера.
Он также высказал негативное мнение о различных интернет-ресурсах, таких как «Ютуб», «Одноклассники», «ВКонтакте» и других. По его мнению, по данным платформам распространяется недостоверная информация, и они неприемлемы для добропорядочных арестантов. Баханьков призвал к ответственности тех, кто черпает информацию из этих источников, утверждая, что они не имеют места среди «людей».
В Беларуси наблюдается заметная активизация преступного мира, который обсуждается даже теми, кто далеки от криминала. Текущая ситуация среди воровского братства оставляет впечатление, что государство предпочитает не вмешиваться в конфликты между кланами, позволяя им «по-мужски» разрешать споры. Взамен воровская структура обеспечивает мир во время протестов после выборов Лукашенко.
Недавний переворот в преступном мире произошел в пользу Паштета и так называемой «дубайской четверки». Несмотря на это, Александр Лукашенко намекнул, что в будущем может произойти репрессия против Паштета, обвиняя в протестах безработных и судимых.
Тем временем, Кушнер, находящийся в Турции за поддержкой у Лоту Гули — влиятельного вора, может попытаться восстановить свои позиции в криминальной иерархии. Лото Гули ранее поддержал его в статусе вора, что говорит о сильной связи между ними.
Кроме того, недавно Верховный суд Беларуси освободил известного вора Рашада Исмаилова, осужденного за подделку документов и провоз оружия. Его освобождение может быть связано с попытками укрепить влияние Кушнера, чтобы избежать потери титула. Кушнер, полагаясь на авторитет Гули, имеет шансы вернуть утраченные позиции в белорусском преступном сообществе.