С середины декабря волонтеры активно работают на побережье Черного моря, очищая птиц, загрязненных мазутом. Эти незаменимые помощники занимаются мытьем, сушкой и кормлением птиц, а также применяют сорбенты для вывода нефтепродуктов из желудков.
В течение новогодних праздников я, как и многие неравнодушные граждане, проведя несколько дней в Анапе, помогала в этой гуманитарной акции. Трагедия, случившаяся в Черном море полтора месяца назад, не покидает мои мысли. Проблема загрязнения распространяется не только на Анапу, но и на Керчь, Севастополь, Евпаторию. Мы все становимся свидетелями последствий халатности, которая привела к этой экологической катастрофе.
15 декабря в Керченском проливе во время шторма затонули два танкера, что обернулось трагедией с потерей человеческой жизни и огромным экологическим ущербом. Один из танкеров, «Волгонефть 212», затонул полностью, а другой, «Волгонефть 239», утратил носовую часть, которая ушла на дно, а корма села на мель у берега на расстоянии 80 метров.
Срочные меры были приняты: 25 декабря в Краснодарском крае ввели режим чрезвычайной ситуации, а к 23 января с пляжей Анапы и Темрюкского района вывезли более 170 тысяч тонн загрязненного песка. Это убеждает в том, что последствия этого инцидента будут ощущаться долго и требуют непрерывной работы волонтеров и специалистов.
Ространснадзор сообщил, что оба танкера не имели права находиться в Керченском проливе, нарушив сезонные ограничения на плавание.
В регионе заранее предупреждали о шторме, однако суда остались в море, что вызывает вопросы о безопасности их капитанов, которые были задержаны.
Уголовные дела возбуждены по статье о нарушении правил безопасности морского транспорта, что может грозить до пяти лет тюрьмы.
Неясно, участвуют ли капитаны в ликвидации последствий инцидента.
Танкеры «Волгонефть» являются судами смешанного типа и занимались транспортировкой топочного мазута марки М100.
Этот вид топлива, получаемый из остатков переработки нефти, обладает высокой вязкостью и неприемлемым запахом, обычно используется в котельных.
Перед инцидентом оба танкера находились на рейде у порта «Кавказ».
По словам Минтранса, мазут при температуре выше +25°С может застывать и по плотности сравним с водой, не всплывая на поверхность, а оседая на дно или плавая в толще воды.
Это делает его удаление крайне сложным — эффективных технологий для извлечения из водоёмов не существует, поэтому основной способ удаления заключается в сборе с береговой линии.
Мазут вызывает нехватку кислорода в воде, что пагубно сказывается на морской флоре и фауне, в том числе приводит к гибели дельфинов.
Минтранс обозначил разлив мазута в Керченском проливе как первую в мире аварийную ситуацию с использованием этого тяжёлого топлива.
В недавнем прошлом произошли серьезные экологические катастрофы, связанные с утечками мазута в море, которые показывают, что подобные происшествия неизбежны.
Например, танкер «Эрика» потерпел крушение у берегов Европы, приводя к выбросу 20 тысяч тонн тяжелого мазута в океан. Эта катастрофа унесла жизни сотен тысяч птиц, а ущерб estimировался в 500 миллионов евро, что привело к штрафу в 180 миллионов для владельца судна. Уборка мазута с берегов заняла целый год.
Далее произошла авария танкера «Престиж», затонувшего у берегов Галисии после сильного шторма. Удержание 1000 тонн нефти уходило в море ежедневно через трещину в корпусе, в результате чего заполнили десятки тысяч кубометров воды. Основной ущерб от этой катастрофы составил 4 миллиарда евро, и более 300 тысяч волонтёров работали над очисткой загрязненных берегов в течение нескольких месяцев.
Для устранения утечек на глубине 3700 метров были задействованы подводные дроны, которые заделали трещины и перекачали оставшуюся нефть в специальные цистерны. В результате, через 7-8 месяцев после инцидента пляжи Галисии были награждены Голубыми флагами, что является знаком их чистоты.
В то время, 11 ноября, в Керченском проливе у причала «Кавказ» шторм повредил несколько судов, среди которых наиболее пострадал танкер «Волгонефть-123», переполненный мазутом.
В результате аварии в море оказалось до 2000 тонн топлива, которое было собрано с помощью авкасорбентов.
На побережье работали волонтеры, убирая мазут лопатами. Все последствия ликвидировали в течение нескольких месяцев, однако прокуратура позже отметила низкую эффективность работы государственных органов контроля, оценивая ущерб в 30 миллиардов рублей.
Во время прямой линии президента 19 декабря пляжи Анапы уже страдали от загрязнения, и экологи требовали введения режима чрезвычайной ситуации (ЧС) федерального уровня, поскольку местные силы не могли справиться с масштабами бедствия.
Введение ЧС было объявлено лишь через неделю после того, как президент поднял эту тему. Анапа получила нужную технику и помощь, но спустя полторы недели на селекторном совещании Морспасслужба объявила, что пятен загрязнения больше не обнаружено.
Однако это вызывало подозрения и недовольство, поскольку реальная ситуация была далека от заявленной. Повышая голос, один из чиновников указал на несоответствия в отчетах и призвал коллег уделить внимание проблемы.
Тем временем мазут продолжал распространяться и достигал Азовского моря, что указывало на необходимость более тщательного контроля и организации работ по ликвидации последствий.
По информации властей Краснодарского края, на дне моря сейчас находится приблизительно пять тысяч тонн мазута, утекшего из разрушенных танкеров.
Спутниковые снимки компании «Сканэкс» от 12 января зафиксировали черный след, идущий от затонувшего танкера «Волгонефть 239». На момент съемки мазут продолжал вытекать, однако 16 января следов протечек уже не наблюдалось.
Водолазы заделали трещину на «Волгонефть-239», а также провели обтяжку люков на «Волгонефть-212». Проблема заключается в том, что вода продолжала загрязняться, но беспорядки начали фиксироваться лишь после обнаружения пятна мазута 10 января.
В начале работ спасатели использовали лопаты для удаления мазута из моря и сопроводили это создание дороги к корме танкера. Обязательства по выкачиванию всего мазута взяты на себя, работы должны были завершиться в течение двух недель.
Местные экологи ранее предупреждали о ситуации, но их советы игнорировались. Один местный житель, заботящийся о чистоте пляжей, каждый день занимается уборкой мазута с береговой линии, следуя стандартным протоколам очистки, что включает срезание загрязненного слоя песка и его сбор в мешки.
На утилизацию в настоящее время отправляется значительное количество песка и только небольшое количество мазута. Из одного мешка просеянного песка получается лишь полстаканчика твердого мазута.
С техникой возникает проблема: огромные пласты чистого песка срезаются ковшами и сбрасываются в терриконы, после чего на них наваливается загрязненный песок. Это всё смешивается и в конечном итоге вывозится на полигоны.
Некоторые добровольцы занимаются просеиванием песка прямо на пляжах с помощью пластиковых решеток, стараясь спасти этот природный ресурс и здоровье будущих отдыхающих. "Да, мы боремся с мазутом, но самое главное – сохранить наш анапский песок", - подчеркивает Александр. - "Его осталось немного, полметра вглубь - черный грунт".
Также существуют и другие методы для очистки песка. Компания «Экобио» из Крымского района Краснодарского края применяет бактерии для очистки загрязненного песка, которые способны поглощать нефтепродукты. На данный момент специалистами уже обработано тысяча тонн, а ежемесячно очищается около двух тысяч тонн песка.
Кроме того, в Краснодарском крае тестируют новую машину, напоминающую комбайн. Она значительно ускоряет процесс: аппарат просеивает песок, отделяя его от фрагментов мазута и мусора. Решение о дальнейшей эксплуатации этой установки будет принято учеными, которые после испытаний взяли образцы материалов для лабораторного анализа.
Окончательное восстановление пляжей Анапы запланировано к курортному сезону 2026 года, как сообщил министр экологии Александр Козлов на совещании в Кремле.
На берег будет завезено около 840 тысяч кубов нового песка из различных местонахождений, в то время как прежний загрязненный мазутом песок возвращен не будет.
В интервью Сергей Шахматов, сопредседатель партии «Зеленые», объяснил состав мазута, состоящего из тяжелых, средних и легких фракций. Тяжелая часть осела на дне, тогда как средняя мигрирует в акватории. С повышением температуры часть этих фракций поднимается на поверхность и может оказаться на берегу в зависимости от направления ветра и течения воды.
Эксперты уже обнаружили зараженные участки и те, что ждут анализа. В ближайших планах — провести мониторинг и оценить динамику течений, чтобы понять, как распространялся мазут.
Для снижения будущих выбросов водолазы устанавливают сети на дне, прижимая их камнями для сбора мазута, который затем поднимается на поверхность.
Для сбора мазута с поверхности воды «Морспасслужба» использует аквасорбент, а специальные установки очищают топливо из танкеров, например, «Волганефти 239», которая оказалась на дне.
С середины декабря волонтеры работают на побережье, помогая загрязненным птицам: их чистят, моют, сушат и кормят сорбентами для удаления мазута из желудка. В Анапе организовано четыре центра реабилитации для птиц.
После мытья выпускать птиц нельзя, так как у них смывается защитный жир, предотвращающий переохлаждение. Поэтому пернатых отправляют в центры дикой природы для дальнейшего ухода на срок до шести месяцев.
Точные данные о количестве спасённых птиц отсутствуют, однако ветеринар Екатерина Рачинская отмечает, что статистика по смертности может быть лучше, чем в международной практике, так как большое количество людей участвует в их спасении.
ВАРПЭ внимательно следит за экологической ситуацией в Черном море в связи с чрезвычайной ситуацией, и каждая партия рыбопродукции, доставленной в Севастополь, проходит дополнительные проверки.
Траулеры, ловящие хамсу в Керченском проливе, покинули акваторию до шторма. Роспотребнадзор ежедневно осуществляет проверки вылова рыбы и продукции морских ферм, отбирая пробы, что продолжится до конца 2025 года.
Экологический ущерб от аварии 2007 года оценивался в 30 миллиардов рублей, и текущие подсчёты, скорее всего, покажут значительно большую сумму.
По закону «Об охране окружающей среды» возмещение ущерба будет лежать на собственниках танкеров, как добровольно, так и по решению суда.
Учитывая текущую ситуацию, очевидно, что у властей недостаточно средств для компенсации ущерба от экологической катастрофы. Восстановление потребует совместных усилий — как государственного бюджета, так и частного сектора.
Однако, как отметил председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов, наказание капитана затонувшей баржи не решит проблему. В стране, активно занимающейся добычей нефти, требуется создание фонда для оперативного реагирования на подобные инциденты.
Фетисов подчеркнул, что активность волонтеров, которые вынуждены spontænно выезжать на места катастрофы, свидетельствует о недостаточной работе системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации. Это касается всех, и такая система должна быть разработана и внедрена.
Исследователи и официальные лица относительно осторожны в прогнозах на лето 2025 года из-за возможности изменения ситуации. Тем не менее, эколог Георгий Каваносян делится обеспокоенностью, что районы вдоль побережья Черного моря, включая Сочи и Абхазию, вероятно, избежат массового загрязнения мазутом. Однако могут возникнуть локальные случаи, что потребует быстрой ликвидации загрязнения.
Серьезные риски остаются для Анапы и Керчи, средний риск — для Севастополя. Защитить экосистему и здоровье людей позволит комплексное исследование. Регулярные анализы морской воды с дальнейшим обнародованием результатов помогут туристам принимать осознанные решения.
Эксперты из колл-центра «Спасай море» предоставят информацию о том, как стать волонтером, получить защитное снаряжение и поддерживать безопасность. Подробности об инициативе размещены на портале «Спасай море».
Важно, чтобы жители и отдыхающие были вовлечены в процесс и знали, как максимально помочь в восстановлении экосистемы после экологической катастрофы.