Недавние инциденты с танкерами в Усть-Луге и на Сахалине поднимают вопросы о возможных разливах мазута и о том, могут ли иметь место диверсии.
Несмотря на внешнее сходство происшествий, эксперты отмечают, что каждый случай имеет свои особенности. На Сахалине танкер «An Yang-2» сел на мель, что, по предварительным данным, связано с техногенной аварией. Судно получило две пробоины, однако они не повлияли на возможность утечки топлива, так как нефтецистерны остались неповрежденными.

По информации Морспасслужбы, на момент инцидента на борту балкера не имелось нефти в качестве груза; перевозился только уголь и дизельное топливо. Полный осмотр акватории вокруг места происшествия не выявил утечек.
На другом конце — в Усть-Луге, танкер «Koala» столкнулся с проблемами, о которых изначально поступила информация только от очевидцев. Росморречфлот подтвердил, что судно находится у причала, но детальная информация о его состоянии пока отсутствует.
Таким образом, хотя оба инцидента вызывают опасения по поводу возможных утечек и защиты экологии, на данный момент нет оснований утверждать, что это результат диверсионных действий. В связи с отсутствием угрозы разлива мазута и выполненными мерами по спасению, ситуацию можно считать под контролем.
Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил, что танкер не отошел от причальной стенки, и авария произошла ночью во время запуска двигателя, повредив машинное отделение.
Вокруг судна установлены боновые ограждения, хотя визуально оно не выглядит поврежденным. Водолазы готовятся к обследованию подводной части танкера, который, построенный 22 года назад, принадлежит оффшору и содержит 130 тысяч тонн мазута на борту. Команда состоит из 4 россиян, 8 грузин и 12 индонезийцев.
Эксперт в области судоходства отметил, что при анализе аварий необходимо учитывать возраст судов. Аренда и фрахт старых танкеров гораздо более выгодны, чем новых. Танкер «Коала» имеет приличный возраст, который служит поводом для обдумывания вопросов утилизации.
Стоит отметить, что недавняя авария на Сахалине произошла с сухогрузом, который не перевозил нефтепродукты. На его борту находится всего 500-700 тонн мазута, используемого для собственных нужд. Хотя объем не велик, он, тем не менее, способен загрязнить побережье в случае утечки, но вероятность этого невысока, поскольку топливные магистрали расположены в корме судна, застрявшего на мели.
Ситуация с танкером в Усть-Луге вызывает вопросы, и некоторые эксперты рассматривают возможность диверсии. В своей практике я не сталкивался с взрывами в машинных отсеках танкеров, так как в них по сути нет веществ, способных привести к подобным последствиям.
Важно отметить, что на борту танкера «Koala» одно из названий судоходной компании «Palmali» принадлежало гражданину Азербайджана. Но эта компания обанкротилась пять лет назад, хотя когда-то управляла до 50 судами. После скандала «Palmali» сменила порт регистрации на Мальту в Ла Валету, и по правилам с борта судна должны были удалить название несуществующей компании, что, очевидно, не произошло. На данный момент следователи займутся выяснением причин этого необычного обстоятельства.
Ключевой вопрос заключается в возможности разгерметизации танков. Судна такого класса в случае аварии могут подвергнуться повреждениям как цистерн с мазутом, так и погрузочных магистралей. Эвакуация всей команды свидетельствует о серьезности ситуации и оперативности принятия мер.
Алгоритм спасательных операций включает попытки откачки топлива и буксировки судна. Если эти меры не принесут результата, в дело вступят плавучие краны и баржи для выгрузки угля с борта. Если и это не поможет, будут задействованы плавучие боновые системы для уменьшения осадки танкера.
В случае крайней необходимости, если все меры не приведут к успеху, наступает этап, на котором производится разборка судна на части для его утилизации – это крайняя мера, к которой могут прибегнуть специалисты. Так что ситуация находится под контролем, и будет принято все возможное для спасения судна и предотвращения экологической катастрофы.