Инциденты с танкерами Усть-Луга и Сахалина вопросы безопасности и экологии

Авг 4, 2025 / 12:39

Недавние инциденты с танкерами в Усть-Луге и на Сахалине поднимают вопросы о возможных разливах мазута и о том, могут ли иметь место диверсии.

Несмотря на внешнее сходство происшествий, эксперты отмечают, что каждый случай имеет свои особенности. На Сахалине танкер «An Yang-2» сел на мель, что, по предварительным данным, связано с техногенной аварией. Судно получило две пробоины, однако они не повлияли на возможность утечки топлива, так как нефтецистерны остались неповрежденными.

Инциденты с танкерами Усть-Луга и Сахалина вопросы безопасности и экологии

По информации Морспасслужбы, на момент инцидента на борту балкера не имелось нефти в качестве груза; перевозился только уголь и дизельное топливо. Полный осмотр акватории вокруг места происшествия не выявил утечек.

На другом конце — в Усть-Луге, танкер «Koala» столкнулся с проблемами, о которых изначально поступила информация только от очевидцев. Росморречфлот подтвердил, что судно находится у причала, но детальная информация о его состоянии пока отсутствует.

Таким образом, хотя оба инцидента вызывают опасения по поводу возможных утечек и защиты экологии, на данный момент нет оснований утверждать, что это результат диверсионных действий. В связи с отсутствием угрозы разлива мазута и выполненными мерами по спасению, ситуацию можно считать под контролем.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко сообщил, что танкер не отошел от причальной стенки, и авария произошла ночью во время запуска двигателя, повредив машинное отделение.

Вокруг судна установлены боновые ограждения, хотя визуально оно не выглядит поврежденным. Водолазы готовятся к обследованию подводной части танкера, который, построенный 22 года назад, принадлежит оффшору и содержит 130 тысяч тонн мазута на борту. Команда состоит из 4 россиян, 8 грузин и 12 индонезийцев.

Эксперт в области судоходства отметил, что при анализе аварий необходимо учитывать возраст судов. Аренда и фрахт старых танкеров гораздо более выгодны, чем новых. Танкер «Коала» имеет приличный возраст, который служит поводом для обдумывания вопросов утилизации.

Стоит отметить, что недавняя авария на Сахалине произошла с сухогрузом, который не перевозил нефтепродукты. На его борту находится всего 500-700 тонн мазута, используемого для собственных нужд. Хотя объем не велик, он, тем не менее, способен загрязнить побережье в случае утечки, но вероятность этого невысока, поскольку топливные магистрали расположены в корме судна, застрявшего на мели.

Ситуация с танкером в Усть-Луге вызывает вопросы, и некоторые эксперты рассматривают возможность диверсии. В своей практике я не сталкивался с взрывами в машинных отсеках танкеров, так как в них по сути нет веществ, способных привести к подобным последствиям.

Важно отметить, что на борту танкера «Koala» одно из названий судоходной компании «Palmali» принадлежало гражданину Азербайджана. Но эта компания обанкротилась пять лет назад, хотя когда-то управляла до 50 судами. После скандала «Palmali» сменила порт регистрации на Мальту в Ла Валету, и по правилам с борта судна должны были удалить название несуществующей компании, что, очевидно, не произошло. На данный момент следователи займутся выяснением причин этого необычного обстоятельства.

Ключевой вопрос заключается в возможности разгерметизации танков. Судна такого класса в случае аварии могут подвергнуться повреждениям как цистерн с мазутом, так и погрузочных магистралей. Эвакуация всей команды свидетельствует о серьезности ситуации и оперативности принятия мер.

Алгоритм спасательных операций включает попытки откачки топлива и буксировки судна. Если эти меры не принесут результата, в дело вступят плавучие краны и баржи для выгрузки угля с борта. Если и это не поможет, будут задействованы плавучие боновые системы для уменьшения осадки танкера.

В случае крайней необходимости, если все меры не приведут к успеху, наступает этап, на котором производится разборка судна на части для его утилизации – это крайняя мера, к которой могут прибегнуть специалисты. Так что ситуация находится под контролем, и будет принято все возможное для спасения судна и предотвращения экологической катастрофы.

По материалам: rg.ru