Согласно экспертам, жертвы телефонных мошенников часто сталкиваются с затягиванием процедур и отказами в возбуждении уголовных дел. Это связано с перегруженностью правоохранительных органов и особенностями киберпреступлений.
Исследования показывают, что более половины россиян получают телефонные звонки от мошенников хотя бы раз в неделю, а каждый десятый — ежедневно. Жертвы часто не могут получить должного реагирования со стороны полиции.

Так, москвичка Елена рассказала, что под давлением мошенников оформила два кредита на сумму 3 миллиона рублей и перевела деньги на счета злоумышленников. Обратившись в полицию через неделю после инцидента, она долгие месяцы добивалась возбуждения уголовного дела, когда мошенники перестали выходить на связь.
Похожую ситуацию пережила адвокат Анна Миненкова, чья подопечная была вынуждена продать свою квартиру и автомобиль. Несмотря на быстрое возбуждение уголовного дела по факту мошенничества с недвижимостью, на реакцию по поводу кражи автомобиля пришлось ждать целых полгода.
Как заявляют юристы, причиной таких задержек является большое количество поступающих заявлений — на все не хватает ресурсов, и на процесс обработки заявок уходит много времени.
Правозащитник объяснил, что часто решения о непринятии дел основываются на так называемом «отсутствии события» или недостаточности предоставленных материалов. Это приводит к тому, что лишь небольшая часть обращений доходит до стадии досудебного следствия.
Установить данные о подозреваемом удается лишь в каждом четвертом случае. Причинами такой низкой статистики являются перегруженность правоохранителей и особенности киберпреступлений. Мошенники быстро выводят средства за границу и маскируют свои следы с помощью криптокошельков, а жертвы под давлением преступников часто уничтожают улики.
Несмотря на это, потерпевшим еще можно надеяться на привлечение мошенников к ответственности при соблюдении определенного порядка действий. Юрист рекомендовал заранее защитить свои банковские счета: включить задержку на исходящие переводы. Это простое действие дает банку время отозвать подозрительную операцию. В 2024 году кредитные организации смогли вернуть клиентам 9,9 % оспариваемых сумм именно таким образом.
Если мошенничество произошло, важно не паниковать, а активно действовать. В случае кражи с банковского счета первой задачей является обращение в банк. Своевременная подача претензии повышает вероятность успешного возврата средств. После этого необходимо собрать и сохранить все доказательства: скриншоты переписок, банковских выписок и других документов, связанных с мошенническими действиями. Эти материалы следует приложить к заявлению в правоохранительные органы.
Для подачи заявления о мошенничестве необходимо обращаться не к участковому, а в дежурную часть или через портал «Госуслуги». Важно указать статью УК (например, часть 3 статьи 159 или 159.6), чтобы дежурный смог быстро понять суть дела.
По закону у следствия есть три дня на принятие решения о возбуждении уголовного дела, хотя этот срок может быть продлен до десяти дней при наличии соответствующего постановления.
Юрист рекомендует внимательно следить за процессуальными сроками и настойчиво подавать ходатайства, так как это увеличивает вероятность успешного завершения дела. По его наблюдениям, наличие регулярных ходатайств может в полтора раза повысить шансы на обвинительный акт.
Особенно высока вероятность раскрытия мошенничества, если обналичивание средств осуществлялось через курьеров или банкоматы, в то время как преступления, связанные с личными картами жертв, раскрываются гораздо реже. Найти преступников, вывода средств через криптовалюту или переводы за границу, практически невозможно.
В конечном счете, эффективность раскрытия таких дел зависит от быстроты реакции потерпевшего и качества собранных доказательств.