На итоговой коллегии Минэкономразвития Максим Решетников сообщил о возвращении к идее комплексной реформы института банкротства, с возможностью обновления законодательства уже в текущем году.
Адвокат Давид Кононов, руководитель практики «Антикризис и банкротство», отметил, что законодательство о банкротстве нуждается в серьезной модернизации. Несмотря на недавние изменения и разъяснения Верховного суда, основополагающие проблемы остаются: процедуры затягиваются, реабилитационные механизмы действуют неэффективно, и кредиторы склонны голосовать за ликвидацию должника вместо укрепления бизнеса.

Юрист Даниил Анисимов говорит о необходимости поправок к закону «О банкротстве», особенно в контексте субординации, а также легализации налогообложения в конкурсном производстве и продажах единственного жилья должника. Первая проблема обсуждается в Госдуме, однако ожидание регулирования другой ситуации затянулось.
Старший юрист Владислав Шатров поднимает вопросы распределения и оптимизации расходов на банкротство, подчеркивая необходимость упрощения и ускорения процессов, чтобы снизить судебные издержки и создать эффективные механизмы противодействия необоснованным требованиям кредиторов. Эти изменения помогут улучшить климат для бизнеса и защитить права должников.
Вопрос регулирования трансграничного банкротства и банкротства групп лиц остается актуальным, считает Шатров.
В 2021 году правительство представило законопроект, который осветил возможности масштабных изменений в институте банкротства (№ 1172553-7). Этот законопроект включает радикальные коррективы, касающиеся основополагающих правил, из которых некоторые давно назрели.
Тем не менее, законопроект все еще не был рассмотрен даже на первом чтении, и предлагаемые изменения так и не были внедрены, по мнению юриста Анисимова.
Вместе с тем, точечные поправки могут указывать на начало эксперимента. Например, Постановление Правительства от 22 мая 2024 года № 634 изменило правила выбора управляющих в случаях, когда заявитель — Федеральная налоговая служба. Эти новшества в значительной степени повторяют положения законопроекта, добавил Анисимов.
Проект выглядит громоздко и не имеет единой концепции, что также затягивает его обсуждение в Госдуме, где он постепенно распадается на отдельные инициативы.
Шатров полагает, что шансы на принятие законопроекта к концу 2025 года есть, однако Кононов подчеркнул, что документ нуждается в доработке.
Таким образом, окончательный вариант закона может значительно отличаться от первоначальной версии 2021 года, и существует вероятность, что реформа будет реализована поэтапно через отдельные поправки.