После распада Российской империи в результате двух революций 1917 года и Гражданской войны на ее территории сложилось несколько независимых советских республик: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, РСФСР и Украина.
Несмотря на административную самостоятельность, эти республики были объединены под руководством единой Коммунистической партии и единой Красной Армии. Руководители республик, состоявшие в партии, были обязаны следовать решениям центральных органов власти. Таким образом, их независимость была условной.
![Основание советских республик после распада Российской империи](/images/02/11/254117.jpg)
Кроме того, существовали крепкие экономические связи, сложившиеся на протяжении истории. Все это подчеркивало необходимость создания правовой основы для дальнейшего сотрудничества.
В начале 1920-х годов республики стали заключать межреспубликанские договоры. В частности, в ноябре 1920 года РСФСР подписала договор с Азербайджаном, который охватывал аспекты обороны, экономики, внешней торговли и других ключевых сфер.
Условия этого договора послужили основой для взаимных отношений между другими республиками. В декабре того же года аналогичные соглашения были подписаны между РСФСР и Украиной, а также Арменией.
Январь 1921 года стал временем заключения договора между Россией и Белоруссией, а в мае того же года был подписан контракт с Грузией. Эти действия подчеркивали стремление советских республик к сплоченности и объединению в условиях общих интересов.
В целях координации действий республиканских наркоматов было принято решение назначать представителей РСФСР с правом решающего голоса в республиканские Советы народных комиссаров.
Республики, в свою очередь, отправляли своих уполномоченных во ВЦИК РСФСР. Создание объединенных комиссариатов, входивших в состав СНК РСФСР, способствовало интеграции различных экономических и политических процессов.
В 1921-1922 годах таможенные барьеры между республиками были устранены, что привело к формированию единого экономического пространства. Налоговое законодательство начало разрабатываться с учетом общих принципов, а совместное финансирование хозяйственных проектов стало обыденностью.
Бюджеты республик стали формироваться в рамках общего государственного бюджета, а законодательство РСФСР получило силу на территориях других республик с их согласия.
В это время был заключен дипломатический союз между республиками и РСФСР, что было вызвано необходимостью участия в Генуэзской конференции, прошедшей с 10 апреля по 19 мая в Италии, на которой участвовали 29 государств и 5 английских доминионов.
Одним из ключевых вопросов на конференции было установление отношений капиталистических стран с РСФСР и другими советскими республиками. В результате было принято решение создать единую делегацию от всех советских государств.
22 февраля 1922 года представители республиканских правительств подписали протокол, согласно которому РСФСР получала право представлять и защищать интересы всех республик на Генуэзской конференции, а также заключать международные договоры и соглашения от их имени.
Создание Закавказской советской федеративной социалистической республики (ЗСФСР) стало попыткой организовать федерацию советских республик, помимо РСФСР. Эта инициатива возникла с целью предотвращения националистических тенденций в Закавказье и возобновления торговых связей между Азербайджаном, Арменией и Грузией, нарушенных в ходе Гражданской войны.
В марте 1922 года в Тифлисе был создан Высший экономический совет республик Закавказья, который столкнулся с задачами по координации общей обороны, финансов, внешних связей и управления экономикой для этих трех республик. Первоначально это объединение проявляло лишь слабую конфедеративную структуру, не обладая централизованными органами власти, за исключением Конференции центральных исполнительных комитетов.
Однако уже в декабре 1922 года оно было преобразовано в ЗСФСР, что фактически создало федерацию с центральной ролью РСФСР. Необходимо было лишь формализовать это объединение на конституционном уровне и определить основные принципы нового федеративного строя.
Проект новой федерации, разработанный наркоматом по делам национальностей под руководством Сталина, получил название плана «автономизации» и был обсужден на специальных комиссионных заседаниях представителей ЦК РКП(б) и руководителей республик.
Все советские республики входили в состав РСФСР и имели автономные права, при этом не планировалось создавать отдельные федеративные органы власти. Центральные органы РСФСР исполняли функции для всех республик.
Многие члены Компартии не уделяли должного внимания национальным вопросам, считая, что создание федерации является лишь этапом на пути к мировой революции, в ходе которой будут преодолены национальные различия. Однако возникали и другие мнения.
Во время обсуждения плана Сталина против его идеи «автономизации» выступили представители Украины и Грузии. ЦК Компартии Грузии отклонил проект, подчеркивая стремление сохранить независимость.
Владимир Ленин, временно не участвуя в разработке из-за болезни, вскоре вмешался в дискуссию и критиковал Сталина за поспешные решения. Ленин считал нужным учесть национальные настроения и предложил иной план объединения республик.
Он предложил создать союз равноправных республик, обеспечив РСФСР равные права с другими. Для управления союзом планировалось учредить федеральные органы власти.
Чтобы снизить напряжение в руководстве национальных республик, Ленин включил в проект пункт о праве на выход из союза. Этот план был поддержан всеми национальными компартиями, кроме грузин, которые хотели стать самостоятельным субъектом в новой федерации.
Начало существования ЗСФСР, которая не удовлетворила грузинские требования, состояло до декабря 1936 года. 30 декабря 1922 года состоялся I съезд Советов СССР, на котором были приняты Декларация и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, подписанный делегациями Белорусской, ЗСФСР, РСФСР и Украинской Социалистической республик.