Правительство предложило новый законопроект, который упрощает отчетность для благотворительных, волонтерских и социально ориентированных НКО.
В соответствии с пояснительной запиской, НКО будут обязаны предоставлять отчетность в формах, утверждаемых Министерством юстиции и Федеральной службой государственной статистики, исключительно в электронном виде через специальный информационный ресурс.

Это нововведение направлено на снижение административной нагрузки для организаций.
Кроме того, НКО больше не придется предоставлять отдельные отчеты в Росстат, так как необходимые данные будут получены посредством межведомственного взаимодействия.
По новым правилам, все НКО будут должны представлять свои отчеты в государственные органы, такие как Минюст или Росстат, не позднее середины апреля каждого года.
По словам Теоны Бахии, руководителя корпоративной практики юридической компании ЭБР, НКО все же смогут отправлять отчеты в Минюст лично, по почте с описью вложения или размещая их на интернет-ресурсах министерства.
Если законопроект будет принят, организациям не придется публиковать свои отчеты в СМИ и размещать их в интернете, так как информация на официальном ресурсе будет доступна для общего ознакомления.
В последние годы электронный документооборот активно развивается: с 2022 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели подают статистическую отчетность в Росстат только в электронном формате, а с 2021 года ФНС принимает годовую бухгалтерскую отчетность и декларации по НДС также исключительно в электронном виде.
Расчеты по страховым взносам обязательны только для компаний и индивидуальных предпринимателей (ИП) с числом сотрудников менее 10 человек.
В последние годы наблюдается устойчивый рост доли электронного документооборота (ЭДО), что обусловлено курсом государства на цифровизацию экономики.
По оценкам экспертов, внедрение цифровых технологий в документооборот приносит России экономию в размере 3 миллиардов рублей в год, что подчеркивает значимость данных процессов, как отмечено на Всероссийском форуме ЭДО 2022.
Этот переход к цифровизации не только повышает прозрачность и открытость работы компаний и ИП, но и уменьшает административные нагрузки и организационные затраты.
Однако, несмотря на положительные аспекты ЭДО, некоторые специалисты выражают обеспокоенность по поводу полной утраты бумажной документации.
Юрист Арсений Соловьев напомнил о недавнем сбое в системе ГАС.