Новый закон против спама в России и его слабые стороны

Авг 5, 2025 / 15:39

С 1 августа в России начал действовать закон, который предоставляет гражданам возможность отказаться от массовых рассылок и спама. Однако, как утверждает юрист и руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский, эффективность этой меры может оказаться низкой, если не будут даны дополнительные полномочия уполномоченным лицам.

Он подчеркивает, что необходимо внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) для эффективной борьбы с так называемым легальным спамом, который осуществляется от имени компаний через колл-центры.

Новый закон против спама в России и его слабые стороны

Ключевая проблема заключается в анонимных колл-центрах, которые трудно идентифицировать. Хаминский отмечает, что поймать таких спамеров практически невозможно, так как для привлечения их к ответственности необходимо иметь доказательства, например, записи разговоров. Однако доступ к ним пострадавшие могут получить только в рамках уголовного дела, что усложняет процесс.

По мнению эксперта, ввести уполномоченный орган, например Роскомнадзор, который сможет запрашивать у операторов записи разговоров по обращениям граждан, стало бы более рациональным подходом. Это позволило бы определить виновных и привлечь к ответственности тех, кто использует спам-звонки для мошенничества.

Член комитета Госдумы по информационной политике Антон Немкин также подтвердил, что массовые рассылки часто используются злоумышленниками для предложения фальшивых компенсаций, поддельных услуг или отправки вредоносных ссылок. Он считает, что вступление в силу нового закона значительно улучшит цифровой комфорт граждан и уменьшит количество спама как минимум вдвое.

Таким образом, хотя закон и дает определенные права гражданам на отказ от нежелательных звонков, вопросы идентификации колл-центров и привлечения их к ответственности остаются актуальными. Эффективная реализация законодательства может потребовать значительных изменений в административных и уголовных процедурах, чтобы обеспечить защиту прав граждан в сфере телефонной коммуникации.

По материалам: www.gazeta.ru