Новые санкции ЕС против российских портов и аэропортов

Мар 30, 2025 / 02:13

Согласно разъяснениям Еврокомиссии, введенные санкции охватывают не только взаимодействие с операторами, но и всю инфраструктуру портов, что можно расценивать как «эмбарго в миниатюре». Эти ограничения имеют локальный характер и касаются исключительно граждан и организаций, имеющих связь с Европейским Союзом.

20 марта Еврокомиссия опубликовала разъяснения о запретах, связанных с российскими портами и аэропортами, предусмотренные статьей 5ae Регламента 833/2014. В рамках 16-го пакета санкций ЕС был установлен абсолютный запрет на операции с московскими аэропортами Внуково и Жуковский, а также с четырьмя региональными аэропортами.

Новые санкции ЕС против российских портов и аэропортов

Кроме того, под запрет попали порты Астрахань, Махачкала, Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. Разъяснения, оформленные в виде вопросов и ответов, направлены на единообразие понимания, применение ограничений и противодействие их обходу.

Ключевые положения подтверждают, что ограничения по ст. 5ae затрагивают как физических, так и юридических лиц, зарегистрированных или действующих в странах ЕС, действуют даже если сами услуги или поставки осуществляются вне территории ЕС.

Эти меры призваны повысить эффективность исполнения санкций в условиях глобальных экономических изменений.

Еврокомиссия сообщила о введении ограничений на широкий спектр сделок, связанных с инфраструктурой российских портов и аэропортов. Запрещается поставка оборудования, программного обеспечения, техники и материалов, необходимых для создания, ремонта и функционирования портовой и аэропортовой инфраструктуры.

Также под запретом консультационные, инжиниринговые и строительные услуги, которые касаются данных объектов. Финансовые операции, направленные на поддержку проектов развития инфраструктуры этих портов и аэропортов, также ограничены.

Еврокомиссия представила примеры запрещенных сделок, среди которых оплата причальных сборов и предоставление расходных материалов для поддержания работоспособности инфраструктуры. Например, если сделка касается покупки или транспортировки природных ресурсов, таких как газ, титан, алюминий, медь, никель, палладий и железная руда из России в ЕС или через Россию.

Также под ограничения попадают сделки, связанные с импортом или транспортировкой фармацевтической и сельскохозяйственной продукции, на которую не распространены секторальные санкции ЕС.

Тем не менее, позволены операции, касающиеся эксплуатации и безопасности ядерных объектов, что дает возможность лицам в ЕС участвовать в таких сделках без согласования с государствами-членами. Запрет на использование портов не распространяется на экстренные случаи, когда судно заходит в порт для спасения жизней, гуманитарных целей или для предотвращения угрозы здоровью и безопасности людей или окружающей среде.

Российские порты из определенного списка могут использоваться для транзита товаров из третьих стран в ЕС, если они не подпадают под импортные ограничения. Например, казахстанский уголь не включен в санкционный список, поэтому его можно вводить в Евросоюз через российские порты. Это может положительно сказаться на энергетической безопасности Европы, как отметила Еврокомиссия.

В исключительных случаях разрешен также транзит российского угля для глобальной энергетической безопасности.

Транзит удобрений российского производства через указанные порты возможен, если есть опасения для глобальной продовольственной безопасности. Ввоз некоторых удобрений, таких как хлористый калий, разрешен в рамках импортной квоты.

Запреты на операции с подсанкционными портами распространяются на все суда, плавающие под флагом стран ЕС, независимо от национальности экипажа и владельца. Соблюдение законодательства обязана обеспечивать страна, под чьим флагом плавает судно.

Лицам из ЕС не запрещено предоставлять услуги суднам, заходящим в подсанкционные порты, так как это не считается прямыми операциями с этими портами. К подобным услугам относятся страхование, бункеровка, а также погрузка и разгрузка грузов.

Однако судно под флагом ЕС может зайти в такой порт только в исключительных случаях, например, в чрезвычайной ситуации. Кроме того, лицо из ЕС может транспортировать неподсанкционные товары через российский порт, при условии, что оно не принимало участия в выборе данного порта и с него не взимаются портовые сборы.

Согласно разъяснениям Еврокомиссии, уплата сборов прямо порту или сотрудничество с ним считаются запрещенными транзакциями.

Однако, если европейская компания имеет контракт с другой стороной, связанной с санкционным портом, она не будет считаться вовлеченной в косвенные сделки и не нарушит санкции.

Взаимодействие с аэропортами из санкционного списка также разрешено в определенных исключительных случаях, например, для гуманитарных целей, эвакуации, оказания помощи жертвам стихийных бедствий или в ситуациях, связанных с аварийными посадками.

При этом важно уведомить компетентные органы о таких операциях в течение двух недель. Это правило касается не только управляющих компаний судов, загружающих законные грузы в санкционных портах, но и авиакомпаний, осуществляющих вынужденные посадки в таких аэропортах.

Европейские импортеры, которые ввозят несанкционные товары из России и не проводили операций с санкционными объектами, освобождаются от необходимости уведомления.

Юрист комплаенс-практики Анастасия Косякина отметила, что разъяснения Еврокомиссии помогают лучше разобраться в том, какие сделки являются нарушающими санкции.

Ограничительные меры Европейского Союза не обладают экстерриториальным действием, следовательно, запрет на сделки не распространяется на контрагентов из третьих стран. Это отметил юрист Косякина, подчеркивая, что такое толкование помогает предотвратить необоснованные отказы от сотрудничества со стороны неевропейских партнеров в портах и аэропортах.

Однако Артем Касумян, адвокат из Delcredere, указывает, что введенные санкции указывают на необходимость трактовать запрет на «сделки с портами» как запрет на любые контакты с инфраструктурой портов, включая заход судов.

Екатерина Туманова, юрист из адвокатского бюро «Кульков, Колотилов и партнеры», объяснила, что прямая оплата портовой инфраструктуре за погрузку груза может быть расценена как запрещенная сделка в соответствии с антисакционным законодательством ЕС.

В то же время сложность возникает с непрямыми платежами, где трудно определить, нарушаются ли санкции. Роман Кузьмин, советник из адвокатской коллегии Pen & Paper, выражает опасения по поводу широкого толкования термина «операция», которое может привести к тому, что добросовестные компании случайно нарушат санкции, не учтя связи с российскими портами.

Вопрос применения санкций, основанных на флаге судна, вызывает определенные сомнения и может привести к манипуляциям, считает Роман Кузьмин. Он отмечает, что наличие гражданства ЕС у части экипажа, а также цель перевозки могут не соответствовать флагу судна, что вызывает неопределенной ситуации относительно применения запретов.

Это может затруднить экспорт неподсанкционных товаров из России, хотя есть информация о том, что лица из ЕС не несут ответственности за импорт товаров из санкционных портов, если они не принимали участия в принятии этого решения или не взаимодействовали с портом.

Данное разъяснение может помочь снизить риски, связанные с соблюдением норм, а также минимизировать простои и стоимость логистики. Однако доказать, что компания из ЕС принимала решение о сотрудничестве с подсанкционным портом, на практике оказывается сложной задачей.

При этом, по мнению Кузьмина, на оценку могут влиять различные факторы, такие как специфика сделки и содержание транспортных документов.

Ситуация усугубляется тем, что ограничения действуют даже на товары, которые не подпадают под запрет на импорт, усложняя поставки незапрещенной российской продукции через санкционные порты. В этой связи, приходит к выводу Кузьмин, компании могут столкнуться с необходимостью выбирать альтернативные порты для доставки, что, в свою очередь, повышает логистические затраты и может вынудить отказаться от сделок.

Тем временем, по словам госпожи Тумановой, многие российские банки не принимают переводы через систему SWIFT, а использование альтернативных систем для отслеживания денежных переводов может вызывать трудности для европейских властей, что дополнительно усложняет финансовые операции и взаимодействие с зарубежными партнерами.

По материалам: www.kommersant.ru