Юрист Илья Москвитин прокомментировал инициативу о введении более строгих правил использования электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности (СИМ) в России.
Идея, предложенная председателем Госдумы Вячеславом Володиным, включает обязательное получение водительских прав для пользователей СИМ. Володин отметил, что в прошлом году количество ДТП с участием этих средств увеличилось на 47%, в результате чего 4052 человека получили травмы, а 44 погибли. Большая часть аварий произошла на тротуарах.

Согласно предложениям Следственного комитета, термин «транспортное средство» будет расширен, чтобы включать в него СИМ, что сделает их владельцев водителями, требующими лицензии. По плану, для электросамокатов и других СИМ будут введены различные категории в зависимости от их мощности: до 0,25 кВт - подкатегория М1, от 0,25 до 4 кВт - категория М, а выше 4 кВт - категория А.
Тем не менее, Артём Шейкин, первый зампред комитета Совета Федерации, считает, что введение водительских прав на СИМ может оказаться преждевременной мерой.
В последние годы в России действительно увеличилось количество дорожных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности, что связывают с изменениями в правилах дорожного движения, исполняемыми с 2023 года, когда СИМ стали классифицироваться как транспортные средства и источники повышенной опасности.
Согласно Правилам дорожного движения (ПДД), водитель – это лицо, управляющее любым транспортным средством, что включает в себя и средства индивидуальной мобильности (СИМ).
Все водители обязаны соблюдать правила, следовательно, управление источниками повышенной опасности должно предоставляться только лицам, знакомым с ПДД.
Это подразумевает наличие водительского удостоверения любой категории, поскольку такие лица прошли проверку на знание правил.
Однако предложение разделять СИМ от других ТС выглядит не совсем оправданным, так как в России немало людей, имеющих права категорий «А» или «М».
Кроме того, знание ПДД не зависит от категории прав.
Эксперт считает целесообразным распространение требования о наличии водительских прав на операторов СИМ, что может способствовать снижению числа аварий, исключая регистрацию за рулем таких устройств несовершеннолетних и людей с медицинскими противопоказаниями.
Он утверждает, что достаточно наличия прав любой категории для допуска к управлению СИМ.
Напоминаем, что сезон проката электросамокатов и велосипедов в Москве стартовал 15 марта, и Департамент транспорта столицы в сотрудничестве с операторами аренды подготовил ряд новшеств для пользователей.