С весны в Казахстане начнут тестировать новую систему ваучерного финансирования дошкольного образования, где средства следуют за ребенком.
Ранее эксперимент проводился в столице с 2021 года, и уже появились вопросы к реформе.

В соответствии с казахстанским законодательством, предшкольная подготовка обязательна для детей в возрасте от 5 до 6 лет и бесплатна, однако бесплатное образование доступно только в государственных учреждениях.
Проблема заключается в нехватке таких детских садов: всего в стране 5532 государственных и 6110 частных.
Это приводит к тому, что государство ежегодно заключает контракты на предоставление услуг дошкольного образования и среди частных организаций, выделяя значительные средства на эти цели.
В прошлом году расходы из бюджетов составили 815 млрд тенге, и с учетом инфляции траты продолжают увеличиваться.
Число дошкольников в возрасте от двух до шести лет в стране превышает 971 тысячу, что создает дополнительные финансовые и организационные вызовы.
В результате, система дошкольного образования сталкивается с необходимостью оптимизации финансирования и расширения доступа к качественным образовательным услугам.
В рамках новой политики выделяется по миллиону на каждого ребенка, что, несомненно, положительно сказывается на финансировании детских учреждений.
Однако возникает проблема нецелевого использования этих средств. Некоторые руководители детских садов, стремясь получить дополнительные деньги, прибегали к практике, известной как «мертвые души», добавляя в списки воспитанников и сотрудников несуществующих лиц. Это привело к значительному увеличению расходов из государственного бюджета.
Поэтому власти решили изменить подход к финансированию и запустить новую схему под названием «ваучерное финансирование дошкольных организаций». Основная идея заключается в том, что средства будут направляться не в учреждения, а на индивидуальные счета детей.
Эксперт в области образовательного права, юрист Сайкен Айсин, обсудил с Zakon.kz важные моменты. Он отметил, что несмотря на использование термина «ваучерное финансирование» в посланиях главы государства в 2020 и 2024 годах, в официальных приказах министра упоминается «персонифицированное финансирование».
В частности, он указал на Приказ министра просвещения РК от 27 августа 2022 года и приказ от 29 февраля 2024 года, которые касаются размещения государственного образовательного заказа и описывают новую систему финансирования.
Таким образом, стоит более внимательно отнестись к терминологии и вникнуть в суть изменений, чтобы избежать путаницы и повысить эффективность распределения бюджетных средств.
В своей работе Министерство просвещения и Финансовый центр используют термины «ваучерное финансирование» и «персонифицированное финансирование». Однако эти понятия являются разными и имеют различные механизмы.
Персонифицированное финансирование подразумевает выделение определённых денежных средств, которые привязываются к конкретному ребенку для оплаты выбранного им образования. В отличие от этого, ваучер представляет собой документ, подтверждающий право на получение товара или услуги.
Смешение этих понятий может привести к путанице среди участников пилотного проекта, особенно среди родителей. Они могут ошибочно думать, что средства на счетах можно использовать для накоплений или в других целях. Это важно, так как в Послании 2020 года поднимался вопрос о ваучерах, что ограничит возможность обналичивания средств без фактического оказания образовательных услуг.
Таким образом, это не только вопрос терминологии, но и важный аспект, влияющий на понимание и использование данных механик финансирования в образовательной системе. Ясность в терминах необходима для правильного функционирования проекта и обеспечения прозрачности для родителей и образовательных учреждений.
Алгоритм финансирования, прописанный в приказе министра просвещения РК от 30 декабря 2024 года № 372, касается пилотного проекта по размещению государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание с учетом персонифицированного финансирования.
Суть процесса такова: органы управления образованием выделяют средства оператору проекта, АО «Финансовый центр», который затем переводит деньги на счета детей в банке второго уровня.
Далее банк, ожидая заполнения табеля посещаемости детского сада, распределяет средства только после подтверждения табеля родителями. Это создаёт механизм, при котором деньги следуют за ребенком.
Если родители решают сменить детский сад из-за низкого качества услуг, новый сад получает ваучер на финансирование, а старый — теряет его. Таким образом, предоставляется возможность контроля качества образовательных услуг, ведь родители могут выбирать подходящие учреждения.
Такой подход также способствует конкуренции среди детских садов, что потенциально улучшает их прозрачность и качество.
Однако стоит отметить, что существуют риски и возможные махинации, которые могут возникнуть с реализацией данной системы.
Например, несмотря на надежды на искоренение проблемы «мертвых душ», необходимо учитывать, что новая система может открыть дверь для других схем мошенничества, что требует внимательного мониторинга и контроля со стороны органов власти.
В Казахстане около миллиона дошкольников, что приводит к созданию соответствующего количества финансовых счетов.
В будущем может возникнуть ситуация, когда сумма, выделенная на госзаказ, не совпадает с полученной детскими садами, что потребует проверки.
Однако проверка миллиона счетов каждую месяц по всей стране вызывает вопросы о целесообразности.
Гораздо проще провести аудит на уровне 20 областных и городских управлений образования, чтобы выявить нарушения и случаи преступных схем.
Реформа финансирования дошкольного образования аналогична переходу системы здравоохранения на обязательное медстрахование, где деньги следуют за клиентом и назначен оператор для распределения средств.
В случае дошкольного образования роль оператора выполняет АО «Финансовый центр».
Проблемы с прозрачностью его работы известны, а также не менее значимы его исключительные полномочия, позволяющие как принимать услуги от дошкольных учреждений, так и проверять их право на оказание этих услуг.
Это создает потенциальные риски, так как функции, которые должны быть разделены между различными структурами, сосредоточены в одном месте.
Сложная структура управления средствами может привести к неэффективному использованию ресурсов и снижению доверия к системе.
Необходима тщательная проработка алгоритмов взаимодействия разных участников для повышения прозрачности и эффективности дошкольного образования.
Согласно пункту 47 Алгоритма Приказа № 372, табель посещаемости воспитанников дошкольных организаций должен быть подтвержден родителями или законными представителями не позднее последнего дня отчетного месяца.
Однако, возникает парадокс: если табель не подтвержден в установленные сроки, он автоматически считается подтвержденным. Это означает, что даже в случае несогласия родителей с данными табеля, отметки о посещаемости закрепляются, что ставит под сомнение цель исключения «мертвых душ» из систем учета в детских садах.
Также стоит отметить, что пункт 11 Алгоритма Приказа № 53 ограничивает возможность перевода воспитанников между дошкольными учреждениями только на первое число каждого месяца. Это положение может ущемить права детей на получение бесплатного дошкольного образования.
Дополнительно, законодательство требует от образовательных учреждений получения письменных согласий родителей на передачу и обработку их персональных данных. Однако такая обязанность включает обязательность согласий, что вызывает вопросы правомерности и нарушает права граждан на контроль за своими личными данными.
Все вышеперечисленные вопросы поднимают проблемы, требующие пересмотра существующих регуляций в области дошкольного образования.
Если родители отказываются предоставлять письменные согласия, они могут лишиться права на образование.
В результате все без исключения родители фактически вынуждены соглашаться на новые условия.
Юрист выделил 23 фактора, включая необоснованные требования и недостаточную юридическую прозрачность, что указывает на значительные проблемы в системе.
Важно отметить, что упомянутая реформа находится на стадии пилотного проекта и может быть окончательно внедрена только после завершения испытаний 31 декабря 2025 года.
Однако эта система тестируется уже пятый год, что вызывает вопросы о ее надежности.
В столице, Астане, пилоты были продлены, но в масштабах страны дело обстоит сложнее, особенно в сельских районах.
С 2025 года проект планируется расширить на всю страну.
С начала весны к новой системе перейдут детские сады и другие участники в таких городах, как Павлодар, Костанай, Кызылорда и Петропавловск, а в мае, июне и сентябре последуют Алматы и другие регионы Казахстана.