Сезон электросамокатов в столице начнется 15 марта, однако общественники и депутаты уже выражают беспокойство относительно его последствий.
В преддверии начала сезона Минтранс предложил ряд поправок к федеральным законам, которые ужесточают правила для средств индивидуальной мобильности (СИМ).

Среди предложений — снижение максимальной скорости до 10 км/ч и запрет на сбивание пешеходов. Однако остается неясным, кто будет контролировать соблюдение этих новых правил.
По словам главы Дептранса Максима Ликсутова, запуск прокатных СИМ запланирован на середину марта, хотя частные самокаты активно используются горожанами уже сейчас, даже в условиях малоснежной зимы.
Власти, похоже, ожидают, что на фоне прокатного трафика возрастет количество травм на тротуарах, особенно после инцидентов с наездами самокатчиков на пешеходов, включая детей.
С 2019 года власти принимают меры для решения этой проблемы. В начале 2023 года в силу вступила обновленная редакция ПДД, которая ввела понятие «СИМ» и установила скорость в 25 км/ч, а также обозначила требования для агрегатов, превышающих определенные параметры.
Теперь же Минтранс планирует внести дополнительные ограничения, включая признание «СИМ» полноправными транспортными средствами и установление статуса водителей для их пользователей.
Понятие «транспортное средство» охватывает не только механические средства, такие как автомобили и мотоциклы, но и другие варианты, включая велосипеды и гужевой транспорт, как указывает юрист Алексей Голубев.
В результате электросамокаты становятся сопоставимыми с велосипедами или повозками, а не просто считаются улучшенной версией роликов. Тем не менее, права и обязанности водителей самокатов будут отличаться от тех, что предъявляются к велосипедистам и мопедистам.
Минтранс пока не сообщает, понадобится ли для управления электросамокатами получение водительского удостоверения или регистрация в виде ПТС и номерных знаков. Однако уже установлены три важные ограничения: нельзя перевозить пассажиров, нельзя разгонять пешеходов сигнальными устройствами, а скорость передвижения рядом с пешеходами не должна превышать 10 км/ч.
Страховой комиссар Анна Ситникова считает эти ограничения разумными, подчеркивая, что их реализация может значительно уменьшить число конфликтов и травм. Она отмечает, что большинство дорожно-транспортных происшествий происходит на гораздо больших скоростях, а совместная езда на одном электросамокате повышает вероятность серьезных травм.
Главным вопросом остается, насколько успешно удастся заставить самокатчиков соблюдать установленные правила. Наиболее легко принудить к выполнению новых требований прокатные компании, так как операторы кикшеринга уже разработали системы для отслеживания нарушений, связанных с поездками с пассажирами.
Водителей электросамокатов начинают активно наказывать за несоблюдение правил.
В большинстве мест использование звуковых сигналов запрещено, поэтому их можно просто отключить. Сложнее обстоит дело с ограничением скорости до 10 км/ч при приближении к пешеходам, что может привести к введению этого лимита на всех тротуарах.
В Москве такие изменения уже реализованы в «медленных зонах». По мнению мастера по ремонту электросамокатов Андрея Кудряшова, дальнейшее уменьшение максимальной скорости уже затруднительно, так как при слишком малом ограничении электросамокат теряет свою привлекательность по сравнению с пешими прогулками.
Хотя возможно вводить дополнительные ограничения, собственники самокатов могут легко снимать их путем тюнинга. Основной проблемой остается вопрос о том, как эффективно наказывать нарушителей.
Идея введения идентификационных номеров или регистрации поездок через приложение встретила неоднозначную реакцию, и пока нет планов по введению номерных знаков. Есть лишь возможность применить технологии распознавания лиц, но их надежность также вызывает сомнения.
Следите за новыми инициативами и изменениями в правилах использования электросамокатов.