Госдума одобрила в первом чтении законопроект о введении периода охлаждения для потребительских кредитов и займов, с целью защиты граждан от мошеннических схем.
Инициативу разработали депутаты и сенаторы под руководством Анатолия Аксакова. Согласно проекту, для кредитов от 50 до 200 тыс. рублей период охлаждения составит 4 часа, для сумм свыше 200 тыс. рублей - 48 часов.
Краснодарский юрист Ирина Трофимова расценивает эту меру как запоздалую, но необходимую. Она поясняет, что законопроект направлен на предотвращение заключения договоров кредитования без согласия клиента или с использованием обмана, основанного на социальной инженерии.
Трофимова выделяет три ключевых аспекта: возможность дополнительных проверок на предмет мошенничества, ограничения на внесение средств на счета, а также улучшение информационного обмена между финансовыми учреждениями и Бюро кредитных историй.
Специалист отмечает, что финансовый рынок продолжает развиваться, а честность в отношениях не всегда подтверждается. Существующие меры защиты устарели,prevентивные меры отсутствуют, а банками предпринимаются недостаточные шаги для обеспечения безопасности.
Таким образом, государство начинает реагировать на возникшие проблемы в сфере финансового кредитования.
Согласно статистике Центробанка, в 2024 году каждый четвертый украденный рубль с банковских счетов оказался заемным.
В период 2022-2023 годов объем кредитных средств, выданных клиентам и переведенных мошенникам, составил 4,4 миллиарда рублей.
В результате надзорных мероприятий было установлено, что около 50% выданных заемных средств направлялись злоумышленникам.
Эта проблема особенно актуальна для Краснодарского края, где высокие миграционные потоки и финансовая активность населения создают благоприятные условия для мошенничества в секторе потребительского кредитования.
Кроме того, военнослужащие в зоне СВО сталкиваются с подобными проблемами, например, также были зафиксированы случаи незаконного списания денег с их карт и оформления кредитов на их имя.
Из своего юридического опыта могу утверждать, что защитить права пострадавших удается в основном в случаях, когда имеется неосмотрительность со стороны кредитных организаций.
Однако, вернуть украденные средства на практике бывает весьма затруднительно.
Недавно в Краснодаре женщина потеряла один миллион рублей в результате мошеннических действий, и, хотя злоумышленник был установлен в Татарстане, он оказался лишь посредником с ограниченными возможностями для взыскания.
Я убежден, что меры, предложенные новым законопроектом, будут способствовать борьбе с мошенничеством, вводя временной барьер для банков и микрофинансовых организаций, позволяющий им проводить дополнительные проверки.
Однако, важно, чтобы сами граждане также принимали необходимые меры для защиты своих финансов.