Президент Российской Федерации, Владимир Путин, высказал необходимость развития судостроительной отрасли на Дальнем Востоке, даже несмотря на то, что более дешево и проще строить верфи в европейской части страны. На совещании с членами правительства он подчеркнул важность определения места строительства новых верфей. По мнению президента, если учитывать интересы территориального развития страны и удобство производства, то целесообразнее всего развивать судостроение на востоке России.
Это также позволит способствовать развитию Дальнего Востока, созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест и развитию компетенций. Вместе с тем, президент отметил, что на Дальнем Востоке все обходится дороже. Он предупредил, что для успешной реализации подобных проектов необходимо будет решать вопросы стоимости производимой продукции.
Путин подчеркнул, что единственным путем в данном случае будет поддержка производства со стороны правительства. Кроме того, президент потребовал от правительства принять меры по очистке финансовой базы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Он отметил необходимость создания долгосрочных источников финансирования программ, связанных с развитием гражданского флота. ОСК является крупнейшей судостроительной компанией в России, в ее состав входит более 40 организаций и предприятий.
Развитие судостроения на Дальнем Востоке позволит не только создать новые рабочие места и повысить уровень жизни населения в этом регионе, но и укрепить оборонные и экономические потенциалы страны.
Инвестиции в судостроение на востоке России способствуют укреплению геополитического положения страны в регионе, а также способствуют развитию национальной промышленности и повышению конкурентоспособности на мировом рынке.
Поддержка правительства и президента России в этом вопросе позволит сделать значимый вклад в экономическое развитие страны и продолжить на пути модернизации отрасли судостроения на Дальнем Востоке.
Недавно в ходе реорганизации ОСК в свою структуру была включена Восточная верфь. Ранее этот судостроительный завод из Владивостока принадлежал частным лицам, в числе которых были Игорь и Андрей Мирошниченко, Геннадий Лазарев, Сергей Баканев.
Однако в результате решения Минпромторга от 31 августа эти акционеры были временно лишены своих прав и правления завода передано под управление Амурского судостроительного завода (АСЗ). Полномочия Минпромторга на такие действия были утверждены указом президента с 3 марта 2023 года.
Согласно этому документу, в случае военного положения в стране ведомство имеет право приостановить корпоративные права участников организаций, нарушающих условия оборонных контрактов, а также отстранять исполнительные органы компаний от управления.
В январе генеральный директор ОСК Андрей Пучков заявил в Совете Федерации, что эксперты прогнозируют спрос на гражданские суда до 2035 года в количестве 2,3 тысячи единиц в оптимистичном сценарии. Для достижения указанных результатов ОСК должна выйти на строительство от 600 до 750 судов к 2035 году при уровне государственной поддержки не менее 30% от стоимости постройки судна.
В настоящее время целевой ориентир поддержки со стороны государства составляет 6-8% от себестоимости судна. Для достижения этих показателей корпорация рассматривает возможность создания новых судостроительных площадок, преимущественно в среднетоннажном сегменте.
Говоря о специализации верфей по видам строительства, Пучков отметил, что иногда верфи из-за недостатка заказов берутся за разнообразные проекты, вместо того чтобы концентрироваться на специализации. При этом специализированные верфи демонстрируют более высокую эффективность работы, в то время как те, которые пытаются охватить широкий спектр проектов, не всегда могут достичь оптимальных результатов.