Доклад Всемирного банка «Инклюзивная работа в Казахстане» указывает на необходимость передачи части экономической власти в регионы для достижения лучшего экономического развития в стране.
Согласно информации, представленной на медиапортале Caravan.kz, Казахстан стал свидетелем значительного роста урбанизации в последние 13 лет. Население страны увеличилось с 16 до 20 миллионов человек, причем доля городского населения выросла с 54% до 61%. Это свидетельствует о том, что прирост населения в основном приходится на города, за счет переселения из сельской местности.
Такая тенденция, скорее всего, будет продолжаться и в ближайшем будущем. Урбанизация является естественным процессом, который наблюдается практически во всех странах мира. Города предлагают лучшие условия проживания, такие как тепло, электроэнергия, мобильная связь, интернет, горячая вода и санитарные удобства, отсутствующие в многих сельских районах.
В результате многие люди предпочитают переезжать в крупные города, такие как Алматы, Нур-Султан (бывш. Астана) и Шымкент. Стремительное развитие городов приводит к концентрации экономической активности, что способствует дальнейшему росту регионального неравенства. Это ухудшает экономическое положение регионов-доноров, откуда население уезжает в поисках лучших возможностей.
Для того чтобы решить эту проблему, важно разработать политику внутренней миграции, которая бы соответствовала рыночным силам и способствовала привлечению людей к работе в регионах. Программа переселения, действующая в Казахстане, должна быть адаптирована к текущим потребностям и направлена на устранение препятствий для миграции населения, а также снижение затрат на переселение.
В целом, дальнейшая децентрализация власти и перераспределение экономической власти в регионы могут способствовать более равномерному экономическому развитию Казахстана и улучшению жизненного уровня жителей.
Данная программа в действительности затрудняет более эффективное создание рабочих мест и не способствует повышению производительности экономики. Эксперты считают, что политика регионального развития должна акцентироваться на обеспечении людей рабочими местами снизу вверх, а также на выравнивании условий для отстающих регионов.
Важно создать равные возможности для всех регионов, чтобы уменьшить разрыв в предоставлении услуг и инфраструктуры. Хотя наличие работы и высокая заработная плата являются ключевыми факторами для миграции, существует множество других аспектов, которые могут повлиять на решение людей об уезде.
Эти факторы включают в себя условия труда, безопасность, качество жизни, доступность услуг, развлечения, магазины, транспорт и экологическую среду. Политика развития должна учитывать все эти аспекты. Важно, чтобы компании инвестировали в новые технологии для улучшения производственных процессов.
В Казахстане существуют проблемы с внедрением новых технологий на предприятиях. Для стимулирования роста финансирования частных фирм необходимо предпринять меры по внутреннему кредитованию. Кредиты, аренда оборудования и другие финансовые инструменты могут способствовать увеличению капитализации и содействовать развитию предпринимательства.
Еще одним фактором, влияющим на развитие экономики, является развитие молодых компаний. В странах Организации экономического сотрудничества и развития молодые предприятия создают значительное количество новых рабочих мест и способствуют росту занятости.
Поэтому поддержка и стимулирование развития новых компаний может положительно повлиять на экономическое развитие региона. В целом, развитие региональной политики должно быть направлено на создание благоприятной среды для предпринимательства и инвестиций, обеспечение равных возможностей для всех регионов и стимулирование развития малых и средних предприятий.
Это позволит улучшить экономическую ситуацию в стране и содействовать созданию новых рабочих мест, что в конечном итоге приведет к увеличению производительности и экономическому росту.
Для того чтобы создать более благоприятные условия для развития предприятий в Казахстане, необходимо уменьшить преграды в правилах торговли, налоговой сфере и обеспечении электроэнергией. Снижение данных барьеров позволит появлению новых предприятий и стимулированию экономического роста.
По мнению Всемирного банка, регулирование товарного рынка в Казахстане находится на низком уровне, сравним с такими странами как Коста-Рика и Турция. Одним из основных препятствий для развития предпринимательской активности в РК является значительное вмешательство государства в экономику.
Поддерживаемая государством конкуренция может замедлять рост молодых компаний и сдерживать их вклад в увеличение занятости.
В настоящее время в Казахстане отсутствует четкая политика регионального развития, хотя специализация регионов позволяет повысить качество продукции и производительность. Например, Акмолинская и Карагандинская области могут продолжать развивать промышленное производство, в то время как Северо-Казахстанская область может сосредоточиться на развитии сельского хозяйства. Городу Алматы следует использовать свои преимущества в развитии финансового и профессионального секторов.
Очень важно, чтобы все реформы в экономике Казахстана были завершены к 2030 году, поскольку к этому времени число молодежи в стране увеличится вдвое, достигнув почти 2 миллионов человек в возрасте от 15 до 29 лет. Этот рост создаст значительную потребность в образовании (и высшем, и профессиональном), а также в рабочих местах. В настоящее время уровень безработицы в стране составляет 4,9%.
Однако, без принятия активных мер, через шесть лет могут сложиться условия, схожие с арабской весной, когда молодежь сталкивается с высокой безработицей в неразвитой экономике.
Для решения этих проблем необходима комплексная программа развития, включающая упрощение правил бизнеса, обеспечение безопасности для предпринимателей, стимулирование инвестиций в бизнес и увеличение заработной платы работникам, а также повышение качества образования уже с дошкольного возраста.