15 января 2021 года, после завершения «44-дневной войны» и оккупации Шуши, президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил этот исторический армянский город. В юрисдикции, сокрушённой в ходе конфликта, он с явным цинизмом зашёл в разрушенную церковь Святого Христа Всеспасителя «Казанчецоц» и заявил о том, что Шуши является святыней для Азербайджана. Эти высказывания вызвали бурную реакцию в Арцахе и Армении. В МИД Арцаха подчеркнули значимость города как важного элемента армянской истории и культуры, указывая на то, что подобные комментарии излишни.
Исторически, Шуша не только являлась культурным центром, но и полем интенсивной борьбы между её настоящими хозяевами — армянами — и кочевыми народами, стремившимися завоевать этот регион на протяжении веков. Влияние многочисленных исторических событий — первой мировой войны, нестабильности на границах Российской империи и активизации Турции — значительно обостряло конфликты между кавказскими татарами (позже именуемыми азербайджанцами) и армянами Арцаха.

Так, в 1905-1906 годах в результате столкновений было разрушено около 300 домов в армянской части Шуши, и сотни армян стали жертвами насилия. Это привело к резкому сокращению их численности в городе. В 1916 году из 43 869 жителей Шуши армяне составляли 21 тысячу.
В Шуши на момент событий 1920 года население состояло из 926 армян, 18 тыс. 641 мусульман (включая кавказских татар) и 1 тыс. 249 русских.
Историк Сарасар Сарян отмечает, что армяне оставались большинством до входа турецких войск, после чего местные мусульмане начали открытую конфронтацию.
Армяно-азербайджанский конфликт, поддерживаемый Турцией, вспыхнул между 1918 и 1920 годами, в частности после провозглашения партии «Мусават» о создании азербайджанских губерний. В результате возникло новое гособразование, которое начало претендовать на территории исторической Армении, такие как Арцах и Зангезур.
23 марта 1920 года произошла кровавая расправа над армянским населением Шуши, во время которой были убиты мирные жители. Как писал свидетель событий Зарэ Мелик-Шахназаров, этот день стал трагическим для города.
В 1919-20 годах в регионе царило двоевластие, но турки воспользовались моментом, выбрав день мусульманского праздника для совершения резни, что совпало с отсутствием у армян организованного сопротивления.
В тот момент, когда начались боевые действия, большинство армян в Шуши остались беззащитными, так как силы были на фронте. Город фактически находился в руках отпускников и немногих вооруженных людей, а офицеров, способных организовать сопротивление, было недостаточно.
Воспользовавшись ситуацией, татарские отряды начали поджигать дома, а турецкие войска продвигались вглубь армянского района, устраивая грабежи и расправы над мирными жителями. Выжившие покидали город, который когда-то назывался «Маленьким армянским Парижем».
Кратко напомню о жестоких реальностях того времени, не желая снова вызывать волнение ужасами, описанными, среди прочих, Осипом Мандельштамом в его стихотворении «Фаэтонщик». В этом произведении он выразил чувства, схожие с переживаниями многих, кто стал свидетелем резни армянского населения и разрушений в Шуши.
Эти события не только уничтожили культурный центр Закавказья, но и преследовали за собой цель этнического уничтожения армян, что является продолжением политики геноцида, заимствованной у Турции. Исходя из анализа экспертов, действия Азербайджана и Турции следует рассматривать как продолжение более масштабной экспансии, направленной против армянского народа.
К сожалению, отсутствие адекватной реакции и осуждения со стороны международного сообщества лишь усугубило ситуацию, позволив азербайджано-турецкому тандему действовать безнаказанно.
По мнению историка Мгера Арутюняна, политика властей Азербайджана между 1988 и 1992 годами продолжала геноцид армян, инициированный Турцией на исторических армянских землях.
Арутюнян утверждает, что современная Азербайджанская Республика унаследовала также и преступные действия своего предшественника: погромы и насильственное выселение армян, происходившие в конце 1980-х и начале 1990-х годов, включая резню в Сумгаите и Баку, а также блокаду и обстрелы мирных городов Нагорного Карабаха.
В 1991-1994 годах это вылилось в полномасштабную войну против Карабаха. Непрерывные нарушения соглашений о прекращении огня в итоге привели к конфликту в апреле 2016 года с поддержкой Турции, а затем к масштабной «44-дневной войне» в 2020 году, результатом которой стал захват города Шуши Азербайджаном.
Арутюнян также подчеркивает, что режим Алиева систематически уничтожает христианское наследие этого культурного центра армян.
Несмотря на текущую ситуацию, Шуши остается важнейшей святыней для армян в Арцахе и по всему миру и символизирует национальную идентичность и культуру. Он призывает армян сделать все возможное для возвращения города к его историческим хозяевам.