Существующие санкции и торговые войны могут способствовать укреплению сотрудничества России с дружественными государствами. При этом целевая кредитная политика имеет потенциал для значительного ускорения экономического роста страны.
В интервью «Российской газете» на конференции «Актуальные проблемы глобальной экономики» академик РАН Сергей Глазьев подчеркнул, что в условиях современных вызовов, таких как введенные санкции, российские предприятия начинают активнее взаимодействовать друг с другом.

Его мнение основывается на том, что основным критерием успешности является взаимный товарооборот и инвестиции, которые демонстрируют устойчивый рост. Ключевой задачей Союзного государства России и Беларуси является создание общего экономического пространства без барьеров, что в свою очередь создает предпосылки для кооперации и долгосрочных связей. Под угрозами внешнего мира эти связи становятся еще более крепкими.
Важные прогнозы от Центробанка и Минэкономразвития указывают на возможный рост ВВП в 2023 году от 1% до 2,5%, несмотря на падение цен на нефть и другие сырьевые товары. Одной из главных причин замедления этого роста Глазьев называет нехватку финансирования для инвестиций, что свидетельствует о необходимости работы над улучшением финансовых условий, чтобы достичь более значимого экономического прогресса.
Таким образом, при правильной политике и стратегии Россия имеет все шансы увеличить свои показатели ВВП и занять лидерские позиции на мировом экономическом рынке.
Современная экономика не может развиваться без кредитов, и ключевая ставка Центрального банка РФ играет в этом важную роль. В настоящее время она устанавливает минимальную цену за деньги, что создает условия, при которых предприятия сталкиваются с трудностями в получении кредитов на приемлемых условиях. Средняя рентабельность в различных отраслях колеблется от 5 до 12%, что делает практически невозможным обслуживание кредитов по ставке в 2-3 раза выше этой рентабельности, что в свою очередь приводит к убыточности для бизнеса.
Проблема значительно усугубляется в сфере инвестиционного финансирования, так как многие предприятия не могут рассчитывать на расширение без заемных средств. Кредитование является ключевым инструментом для стимулирования экономического роста. В условиях отсутствия кредитов компании вынуждены полагаться исключительно на собственные ресурсы, что ограничивает их возможности.
Центробанк обосновывает свою жесткую денежную политику ссылками на низкий уровень безработицы, однако это не отражает полной картины. Россия обладает значительными потенциалами для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и автоматизации процессов, что могло бы значительно преодолеть текущие ограничения. Существующий общий рынок труда в рамках Евразийского экономического союза также открывает дополнительные возможности.
По оценкам, наш потенциал роста на сегодня составляет около 8% в год, в то время как производственные мощности отечественной промышленности загружены всего на две трети. При наличии возможности доступа к кредитам на оборотные средства и инвестиции в модернизацию предприятия могли бы увеличить объем выпуска продукции более чем на 30%. Поэтому улучшение условий кредитования является необходимым шагом для стимуляции экономического развития в стране.
Потенциал производства в нашей стране значительно превышает ожидания Центробанка, что подтверждает динамика последних трех лет.
Обрабатывающая промышленность демонстрирует рост в 9% ежегодно, а такие сектора, как электроника, лазерные технологии и вычислительная техника, увеличиваются двузначными темпами. Некоторые предприятия даже увеличивают объем производства на 80% на уже имеющихся мощностях, что подчеркивает огромные возможности нашей экономики.
Если в рамках макроэкономической политики будут внедрены инструменты долгосрочного кредитования, это поможет раскрыть эти возможности. Мы способны достичь роста не менее 8% в год в течение следующих пяти лет.
Однако, если Центральный банк вместо стимулирования кредитования продолжит изымать средства из экономики через депозиты и облигации, это приведет к отсутствию экономического роста.
У нас уникальная ситуация: Центральный банк, вместо того чтобы насыщать экономику денежной массой, забирает её. Высокие темпы утечки капитала также не способствуют здоровой экономике.
Для предотвращения замедления роста крайне важны специфические инструменты рефинансирования и целевые кредиты. Центральный банк может генерировать такие кредиты для коммерческих банков с низкой процентной ставкой при условии контроля за целевым использованием средств.
Контроль за целевым использованием финансовых средств может привести к дешёвым кредитам, что, в свою очередь, способствует росту производства, повышению конкурентоспособности и снижению издержек. Это обеспечивает макроэкономическую стабильность, к которой стремится Центробанк.
Однако завышение процентных ставок и сокращение конечного спроса не приведёт к реальной стабильности. Краткосрочные эффекты таких мер будут нивелированы ростом новой инфляционной волны, вызванной девальвацией валюты.
Политика таргетирования инфляции в этом контексте может показаться неэффективной: хотя Центробанку временами удаётся приблизиться к целевому уровню инфляции «4% в год», на практике это временно. Через несколько месяцев цены снова начинают расти из-за роста издержек и нехватки кредитного ресурса, влияющего на конкурентоспособность. Это ведёт к девальвации рубля, которая, в свою очередь, провоцирует инфляцию.
Таким образом, для обеспечения устойчивой макроэкономической стабильности и высокого темпа экономического роста необходимо развивать инструменты рефинансирования для банков и институтов развития, что позволит кредитовать проекты и обеспечивать предприятия необходимыми оборотными средствами.
Сочетание целевой кредитной политики Центрального банка и стратегического планирования правительства может существенно изменить финансовый ландшафт. Особую роль в этом должны сыграть государственные банки, которые должны стать активными участниками реализации государственных программ через финансирование и совместные проекты.
Для этого целесообразно применять специальные инвестиционные контракты и соглашения о защите инвестиций, что позволит создать индикативный план развития с высокими темпами роста в среднесрочной перспективе.
Однако, на практике мы наблюдаем недостаток таких мер. Центральный банк России в последние годы сосредоточился на манипуляциях с ключевой процентной ставкой, что ограничивает его возможности. Повышение ключевой ставки ведет к удорожанию кредита, что в свою очередь сокращает объем инвестиций и замедляет рост производства, в результате чего экономика сталкивается с проблемой стагнации и инфляции.
Вопрос технологического суверенитета также вызывает много споров. Реализовать полностью замкнутую экономику в современных условиях невозможно: ни одна страна не может существовать без международной кооперации. Особенно это касается сферы высоких технологий, где обмен достижениями и взаимное признание играют ключевую роль.
Таким образом, успешное сочетание кредитной политики и стратегического планирования может стать основой для устойчивого роста экономики, однако требует внимательного подхода и учета международных реалий.
В современном мире наблюдается формирование технологических альянсов, где компании, дополняя друг друга, стремятся повысить свою конкурентоспособность. Для обеспечения технологического суверенитета необходимо стать лидерами в ключевых областях, что позволит обмениваться достижениями с партнёрами.
Стратегическое сотрудничество с восточными и южными соседями, особенно в рамках Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества, создаёт уверенную платформу для таких взаимодействий. Здесь страны могут развивать свои научно-технологические потенциалы и обеспечивать взаимозависимость.
Согласованность в подходах России, Китая и других стран этих объединений к вопросам технологического суверенитета открывает новые возможности. Все они стремятся к достижению этого суверенитета, что создает схожесть целей и укрепляет позиции в условиях международной конкуренции.
В условиях западных санкций наличие надёжных партнеров, прежде всего из Азии, способствует укреплению технологического суверенитета. Наша цель — создать такую сеть сотрудничества, которая минимизировала бы риски от потенциальных внешних угроз, не позволяя ни одной стороне монополизировать доступ к передовым технологиям.
Это открывает простор для расширения географии сотрудничества и формирования новых центров экономического взаимодействия.
Внешняя политика России и Беларуси нацелена на полицентричность, что позволяет развивать связи с различными странами. В настоящее время обе страны обсуждают создание совместных институтов развития, способствующих технологическому суверенитету.
Это сотрудничество будет сосредоточено на реализации совместных инвестиционных проектов в промышленности, энергетике и сельском хозяйстве. Уже на протяжении 25 лет функционируют союзные научно-технические программы, результаты которых применяются в технологиях обеих стран, что способствует созданию технологических цепочек и развитию кооперации.
Тем не менее, финансирование этих программ ограничено бюджетом Союзного государства, который формируется совместно правительствами России и Беларуси. Для продвижения вперед необходимо внедрение новых технологий с использованием долгосрочных кредитов по разумным процентным ставкам.
Эти кредиты должны поддерживать превращение научных достижений из фундаментальной и прикладной науки в реальные производственные решения. Ведется активная работа по созданию этого механизма, и как российские, так и белорусские институты развития уже начали выдвигать собственные инициативы.
В ближайшем будущем ожидаются конкретные и детализированные сообщения о прогрессе в этом направлении.