Роман Троценко о последствиях жесткой денежно-кредитной политики для экономики России

Июн 21, 2025 / 06:47

Роман Троценко, совладелец инфраструктурной корпорации AEON, выразил мнение, что жесткая денежно-кредитная политика российских финансовых властей может привести к трехлетним потерям в развитии экономики.

В интервью телеканалу РБК на Петербургском международном экономическом форуме он утверждал, что инвесторы смогут возобновить проекты не ранее чем через три года из-за высоких процентных ставок и дорогих кредитов. Это особенно затрудняет реализацию проектов в капиалоемких отраслях, таких как транспортное машиностроение и строительство инфраструктуры.

Роман Троценко о последствиях жесткой денежно-кредитной политики для экономики России

Троценко отметил, что многие компании уже сократили свои инвестиционные программы, и те, что продолжают строительство, делают это главным образом для того, чтобы завершить проект, чем останавливать его и позже начинать заново. Это говорит о том, что текущие финансовые условия создают серьезные препятствия для новых инвестиций.

Кроме того, Троценко подчеркнул, что существующая политика финансовых властей объясняется различием в восприятии бизнеса и экономики между реальным сектором и регуляторами. Это несоответствие мешает эффективному развитию экономики и осуществлению инфраструктурных проектов, необходимых для дальнейшего роста.

Роман Троценко, бизнесмен и совладелец холдинга AEON, объясняет, что в отличие от представлений Центрального банка о том, что экономику можно легко «включить» или «выключить», бизнес требует значительных ресурсов и времени для реализации крупных проектов. По его словам, создание завода — это длительный процесс, который невозможно осуществить за один миг.

В конце 2023 года Троценко продал 69% акций AEON, сохранив контроль над аэропортовым холдингом «Новапорт» и химическими активами. Сделка включала активы в недвижимости и угледобыче, среди которых проект «Северная звезда», который нацелен на экспорт угля через Северный морской путь.

На фоне изменения грузопотоков, которые теперь идут в основном с севера на юг, Троценко подчеркивает важность стратегического взгляда на эту тенденцию. Холдинг активно инвестирует в инфраструктуру, включая терминалы аэропортов в Минеральных Водах, Ставрополе, Барнауле и Магадане. Эти проекты направлены на создание комфортного транзитного узла для пассажиров и грузов.

Например, аэропорт Минводы должен стать ключевым пересадочным пунктом для туристов, направляющихся в южные страны, в то время как Ставрополь будет выполнять роль резервного аэропорта. Авиасообщение с Китаем и странами Юго-Восточной Азии также имеет значение, что подтверждается развитием Барнаула. Троценко также отметил, что поток туристов из Китая растет примерно на 15–17% в год, что является основанием для строительства нового терминала в Улан-Удэ.

По словам Троценко, Байкал становится популярным местом отдыха среди молодежи из Китая.

В апреле РБК сообщало о планах компании «Новапорт» вложить 60 миллиардов рублей в реконструкцию аэродромной инфраструктуры 13 аэропортов, что будет окупаться через взимание инфраструктурного сбора.

Троценко подчеркивает важность создания современных универсальных судов ледового класса, способных перевозить как навалочные, так и контейнерные грузы. В России импорт и транзит составляют в основном контейнерные, а экспорт — навалочные. В идеале, судно должно эффективно выполнять обе эти функции: доставлять навалочные грузы на восток, а возвращаться с контейнерами.

Троценко акцентирует внимание на необходимости активного строительства грузовых судов, поскольку ледокольный флот не увеличивает провозную способность, а лишь прокладывает каналы во льду. Также требуется флот на сжиженном природном газе (СПГ), который можно будет заправлять в районах добычи и перевалки по всей стране.

На данный момент «Росатом» совместно с Объединенной судостроительной корпорацией и судоремонтным комплексом «Звезда» в Приморском крае обновляет атомный флот. На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге уже построены четыре атомных ледокола проекта 22220, а еще два находятся в процессе постройки. На верфи «Звезда» строится самый мощный в мире атомный ледокол «Лидер» проекта 10510. Эти ледоколы будут обеспечивать проводку грузовых судов по Северному морскому пути, который стал ключевым транспортным проектом страны.

Необходимость в строительстве крупнотоннажных грузовых судов в России сталкивается с нехваткой производственных мощностей. ОСК планирует до 2030 года модернизировать «Северную верфь» в Петербурге с инвестициями в 300 миллиардов рублей для увеличения возможностей строительства таких судов. Также к 2032 году запланировано строительство новой крупнотоннажной верфи во Владивостоке.

По материалам: www.rbc.ru