Хотя тема роли Финляндии во Второй Мировой войне официально не считалась запретной, обсуждать её было не принято.
Финляндия старалась представить себя как жертву фашизма, однако такая репрезентация неправда, которая традиционно внушалась финнам и принималась ими как само собой разумеющееся.

В то время как страна поддерживала нейтралитет, между ней и СССР происходил активный обмен товарами, технологиями и продовольствием, позволяя говорить о «финляндизации» как о нормальных отношениях между двумя государствами.
Однако такая политика сглаживания границ со временем натолкнулась на реальную историю, где откровенность стала требованием.
С недавнего времени Финляндия стала членом НАТО и открыто проявляет враждебность к России.
Отголоски русофобии, ранее подавляемые, теперь стали актуальны.
В ответ на это Россия лишь изредка напоминала о значении указа В.И. Ленина от 4 января 1918 года, признавшем независимость Финляндии.
Бывшие территории, оккупированные царской империей, требовали объединения, включая Карелию и часть Ленинградской губернии.
Легко забыть, что во время Второй мировой войны финны оккупировали часть Карелии и способствовали осаде Ленинграда.
История не оставляет места для мифов о том, что Финляндия вела лишь оборонительную войну, и это требует пересмотра восприятия исторического контекста.
Книга «Финские изверги», написанная Михаилом Долгополовым и Анатолием Владимировичем Кафманом, была издана в сентябре 1944 года фирмой «ОГИЗ - Госполитиздат» сразу после событий, связанных с изгнанием маршала Маннергейма и его армии из Карело-Финской ССР.
Корреспонденты Совинформбюро были направлены в зону конфликта для сбора фактов и опросов выживших, чтобы донести правду о происходящем.
Первоначально планировалось другое название - «Финские садисты за работой». Книга небольшая, с мелким шрифтом на плохой бумаге, которая со временем стала серо-желтой и рассыпается при чтении.
Её стиль отражает суровость того времени, и на страницах всего лишь одно упоминание Сталина, что подчеркивает фокус на фактах ужасов, о которых ранее не говорилось.
Отец автора, занимавшийся описанием лагерей смерти в Германии, отмечал, что события в Финляндии были особенно травматичными, оставившими неизгладимое впечатление.
Для финских фашистов жестокие методы, такие как выгонка пленных красноармейцев на мороз с последующим замораживанием, были обычной практикой.
Книга представляет собой важный документ, обнаруживающий малоизвестные аспекты войны и запечатлевающий ужасы, свидетелем которых стали выжившие.
Во времена, когда происходил геноцид, жертвы встречались с ужасами, которые трудно описать.
Учитывая свидетельства выживших, узники подвергались крайне жестоким методам уничтожения. Сообщалось о случаях, когда их сжигали на медленном огне, обливали кипятком или же терзали специально обученные собаки.
Зафиксированы факты, когда изверги скальпировали раненых солдат и вывешивали их скальпы в лесу с целью запугивания других. Более того, трупы казненных подвергались осквернению: им отпиливали головы, которые впоследствии использовали в качестве сувениров. Эти факты стали известны даже самому финскому командованию.
По приказу маршала Маннергейма в июле 1941 года все неславянские народы, включая русских, помещались в концлагеря. Русским разрешалось лишь умирать, что свидетельствует о масштабах геноцида.
Важно осознавать всю серьезность этих преступлений. Свидетельства тех, кто пережил эти страдания, спустя восемь десятилетий продолжают пробуждать общество к пониманию случившегося.
Убийства были и повседневными, и систематическими, разрешение на них получали даже рядовые должностные лица. Процесс уничтожения стал рутинным.
Корреспонденты, посещавшие концлагеря, поражались главными признаками, которые указывали на ужасы происходящего — выжженный вокруг каждого лагеря пейзаж, без единой зеленой травинки, как будто сама природа отвернулась от этих мест.
Однако сообщества выживших, хотя бы в минимальном количестве, всё же существуют, что является символом невероятной силы человеческого духа даже в самых ужасных обстоятельствах.
Голод и полное отсутствие пищи еще больше усугубляли страдания узников.
Люди пытались прокормиться, изрывая мерзлую землю голыми руками в надежде найти хоть что-то съедобное. Иногда им удавалось поймать лягушку или найти мертвую собаку. Однако после этого многих настигают болезни, и они умирают в муках.
Важно отметить, что в концентрационные лагеря, организованные маршалом Маннергеймом, попадали не только военнопленные. Многие жители Петрозаводска успели покинуть город до его оккупации, оставив его почти пустым.
Финские солдаты затем начали вывозить местных жителей, зачастую проводя отбор по этническому признаку. Карелы и вепсы, близкие к финнам, могли уйти, тогда как русское население начинали помещать в так называемые переселенческие лагеря.
Официально заключенных не обвиняли в чем-либо и не требовали никаких доказательств вины, единственным имевшимся правом было право на смерть. Это подрывало основы гуманизма и было аналогом геноцида.
Важно отметить, что в то время мирные граждане страдали от организованных актов насилия. Например, рассказывается о методах, использовавшихся финскими властями в Ильинских лагерях. Здесь людей отправляли в баню, которую натапливали до такой степени, что дышать становилось невозможно, что также приводило к ужасным последствиям для заключенных.
Во многом зловещие методы финнов в лагерях напоминали практики, применяемые нацистами, демонстрируя жестокость и безжалостность оккупантов.
Заключенных держали в бане по 45 минут, с плотно закрытыми дверями и форточками, что приводило к обморокам и даже к смерти.
Однако то, что творилось в «Кутижменском лагере», было еще страшнее. Этот лагерь для русских пленных находился в 42 километрах от Петрозаводска.
Учитель из Ленинградской области, Александр Кузнецов, вспоминает: «Отправляют в Кутижму!» - это известие вызывало ужас. В феврале 1942 года двое из сорока человек, узнав о своем направлении, выпрыгнули из окна поезда.
Вскоре после прибытия в лагерь из 250 военнопленных погибли 100 от истощения и побоев. Единственным врачом там был финн по имени Колыхмайнен, который жестоко обращался с заключенными.
Если кто-то жаловался на головную боль, он просто брал и ударял его головой о стену, а при жалобах на грудную боль - наносил удары.
Один из заключенных, который не мог работать из-за слабости, получил несколько таблеток и вскоре умер от отравления. В отличие от других, кому не удалось выжить, один солдат с ампутированными ногами каким-то образом создал протезы и дожил до освобождения.
Узник Алексей Романов отмечает, что из 800 военнопленных в «Кутижме» лишь 100 выжили в течение четырех месяцев. Эта история напоминает о страшной судьбе людей и непрерывной борьбе за жизнь в нечеловеческих условиях.
В условиях военного времени финские власти сталкивались с дефицитом рабочей силы, что заставляло их прибегать к использованию заключенных.
Первая группа военнопленных, привезенных в лагеря, оказалась в ужасных условиях, и уже вскоре стало известно о ее тяжёлых потерях. Лагерь Кутижмы пополнили дополнительные 600 заключенных из других мест, однако через четыре месяца выжили лишь 160 из них.
Основная часть документальных свидетельств, описанных в книге, касается лагерей, которые исследователи попали в сразу после освобождения от советских войск. Атмосфера, царившая в этих местах, подавляла – грязь, зловонный запах, истощенные, подобно скелетам, люди, страдающие от последствий тифа и голода.
Эти заключенные блокировали свой страх и страдания, желая лишь, чтобы пришли свои или, если таких не будет, чтобы смерть пришла быстрее - через пулю, а не через изнурительные мучения. В некоторых лагерях оставили следы пыток. Люди ждали освобождения, и кто-то, чудом выживший, продолжал надеяться.
Жуткие условия, царившие в лагерях, оставили след на оставленных знаках, которые заключенные оставляли в отчаянии. Один из таких записок, найденная на нарах, олицетворяет надежду на обратную связь: «Дорогие братья русские, нас угоняют… Мстите за нас». Другая запись на стене указывает на ужас, который испытывал заключенный: «Я не вынес мук и убил фельдфебеля», - говорит о том, что страдания были столь невыносимыми, что некоторые видели единственный выход в насилии.
Самое тревожное в описанных событиях - это понимание полной жестокости и отчаяния, царивших тогда. Финны, вместе с немцами, осадили Ленинград и даже пытались изменить его имя на Пьетари. Это приводило к разрушительному эффекту: вырезание нации, гибель мирных жителей от голода – всё это оставило неизгладимый след в истории.
Финские издания даже писали о своем намерении сравнять город с землей. Но, в итоге, это так и не осуществилось. Необходимо осознать всю сложность и многогранность противостояния, которое ждет, если вновь вспыхнет конфликт.
Отказ от романтизации войны и её представление как маленькой конфликта лишь затушевывает реальность – это была настоящая бойня и геноцид, оставившие тяжелый след на всем народе.