С 2025 года в России стартует национальный проект «Инфраструктура для жизни», нацеленный на комплексное развитие населенных пунктов, включая строительство качественного жилья.
Однако, по данным Росстата, в 2024 году объем жилищного строительства сократился на 2,4% по сравнению с 2023 годом, составив более 107 млн кв. метров. Этот уровень необходимо поддерживать в рамках нацпроекта.

Ключевую роль в реализации этих целей играет рынок строительных материалов, особенно цемент, который является основным компонентом в строительстве и ремонте. Эксперты подчеркивают важность производства цемента внутри страны для достижения ее суверенитета. Недостаток этого материала может привести к внешним влияниям и тормозить развитие.
В 2024 году в России было произведено 65 млн тонн цемента, что на 3,1% больше, чем в 2023 году, при проектных мощностях в 104 млн тонн в год.
По информации НО «СОЮЗЦЕМЕНТ», значительная часть себестоимости производства цемента формируется из затрат на топливо (15%), электроэнергию (8%), сырье (10%), ремонт (13%), оплату труда и страховые взносы (17%). Также стоит учитывать общехозяйственные расходы, амортизацию и услуги сбытовых организаций, которые составляют около 14%. Прочие затраты добавляют еще 8% к общей структуре себестоимости.
Доля транспортных издержек в производстве цемента достигла 12% и продолжает расти. Это связано с крупнотоннажным и энергоемким характером отрасли, где на себестоимость продукции влияют рост тарифов естественных монополий и железнодорожных перевозок.
Также негативное влияние оказывают санкции, девальвация рубля и высокие процентные ставки, что значительно увеличивает затраты на инвестиционные проекты, включая экологические.
В число старых проблем входят постоянные повышения цен на топливо, электроэнергию и грузоперевозки. В 2022 году добавились сложности с закупкой зарубежного оборудования и запасных частей.
В 2024 году обострилась ситуация с ростом ключевой ставки Центрального банка России, а РЖД официально ввела ограничения на перевозку строительных грузов.
Хотя на первый взгляд связь ключевой ставки и цен на цемент может показаться малозначительной, она имеет серьезные последствия. Как показывает статистика на конец 2023 года, общая кредиторская задолженность предприятий цементной отрасли достигла 326 млрд рублей при производстве 63 млн тонн цемента.
Это означает, что долговая нагрузка составляет 5,2 тысячи рублей на тонну. Уплата 1% от этой суммы за использование ресурсов добавляет к себестоимости 52 рубля за каждую тонну цемента.
Таким образом, экономические факторы, включая изменения в процентных ставках и транспортные издержки, существенно влияют на стоимость цемента, что является серьезной проблемой для отрасли.
Согласно анализу СМПРО, около 20% стоимости цемента на предприятиях формирует процентная долговая нагрузка, что соответствует 1035 рублям на тонну. Процентные платежи оказывают ощутимое влияние на стоимость цемента, сравнимое с расходами на топливо и зарплаты.
В настоящее время, ключевая ставка составляет 21%, и её снижение не планируется, пока не будет достигнута стабильность в инфляции и не предотвратится перегрев экономики. Хотя меры имеют свои обоснования, высокая ставка замедляет долгосрочные инвестиции и затормаживает жилищное строительство, что может привести к уменьшению потребления цемента в 2025 году по сравнению с предыдущими годами.
Это также повлияет на загрузку мощностей в отрасли. Ожидается снижение потребления на 2-3%, что может привести к закрытию одной технологической линии или целого завода.
Импорт цемента остаётся дополнительным препятствием для внутреннего производства. В 2024 году объем импорта достиг 3,7 млн тонн, что на 8,9% больше по сравнению с прошлым годом. Специалисты, такие как Владимир Гузь, подчеркивают, что российский рынок заполняется цементом, который не востребован в Беларуси, Иране и других странах.
Тем не менее, отечественные производители уверены в своей способности обеспечить рынок качественной продукцией. Экспансия импортного цемента не свидетельствует о низкой конкурентоспособности российских производителей, что подтверждает наличие достаточных мощностей для удовлетворения потребительского спроса.
В странах-импортерах наблюдается поддержка производства цемента, что приводит к низким затратам на его производство. Государство субсидирует многие расходы, осознавая важность цемента как строительного материала. Важные составляющие затрат, такие как электроэнергия, топливо, сырье и оборудование, обходятся производителям дешевле, чем в России, особенно с учётом паритета покупательной способности.
Кроме того, в этих странах действуют более благоприятные налоговые условия и кредитная политика для промышленных предприятий. Это в свою очередь поднимает себестоимость российского цемента, что делает его менее конкурентоспособным на рынке.
Важным аспектом является и загрузка производственных мощностей: в России она не превышает 61% на протяжении последних десяти лет, тогда как в других странах показатели значительно выше.
Ситуация в отечественной строительной отрасли также вызывает опасения. Потребление цемента продолжает сокращаться, что усугубляет кризис в отрасли. Прогнозируется, что в 2025 году происходит дальнейшее падение спроса, что может затянуть производителей в серьезные проблемы.
Спад может затянуться, если не изменится ситуация с бюджетным финансированием национальных проектов и в жилищном строительстве. В случае сохранения негативных тенденций, в частности во втором полугодии, следует ожидать снижения потребления цемента и в 2025 году.
С 2018 года наблюдается необходимость сохранить объемы строительства для поддержания экономики. При снижении жилищного строительства важно увеличить инфраструктурное и социальное.
В НО «СОЮЗЦЕМЕНТ» предлагают меры для сдерживания цен на цемент, включая контроль тарифов монополий и развитие цементной промышленности через субсидирование кредитов и лизинга. Также акцентируется на повышении спроса на альтернативные цементы и доставку альтернативного топлива на заводы.
Увеличение загрузки мощностей цементных заводов будет способствовать снижению постоянных издержек. Необходимость в строительстве экологичных и безопасных дорог вызывает согласие, особенно для улучшения состояния региональных и муниципальных трасс, что критично для инфраструктуры жизни.