Несмотря на санкции, продолжает вести бизнес в России ряд американских компаний, которые в 2023 году уплатили рекордный налог на прибыль, составляющий более 1,2 миллиарда долларов.
Эта информация была опубликована в журнале «Newsweek» на основе данных группы кампаний «B4Ukraine» и Киевской школы экономики, что делает США крупнейшим иностранным плательщиком налога на прибыль в России.
Один из бывших высокопоставленных американских дипломатов охарактеризовал это положение как «позорное». С момента начала военных действий в Украине 24 февраля 2022 года многие компании покинули Россию, чтобы выразить протест.
Тем не менее, по исследованиям Института руководителей высшего звена при Йельской школе менеджмента, 123 крупных американских фирм продолжают работать в стране, а Киевская школа экономики оценивает общее число оставшихся американских компаний в 328.
Среди компаний, ставших крупнейшими плательщиками налога на прибыль в 2023 году, можно выделить «Philip Morris International» с 220 миллионами долларов, «PepsiCo» с 135 миллионами долларов, а также «Mars» и «Procter & Gamble», которые уплатили 99 и 67 миллионов долларов соответственно.
Другими значительными плательщиками стали «Mondelez», «Citigroup», «Cargill», «Johnson & Johnson», «Coca-Cola Hellenic» и «Weatherford», что подчеркивает продолжение ведения бизнеса в условиях экономических санкций.
Компания Philip Morris International сообщила о приостановке запланированных инвестиций и сокращении производственных операций в России с началом специальной операции на Украине.
Однако в феврале 2023 года генеральный директор Яцек Олзак заявил в интервью британской газете «The Financial Times», что не намерен продавать бизнес на условиях Кремля ввиду финансовых последствий.
Mondelez осталась в России, отметив, что инвесторов не интересуют моральные аспекты деятельности компаний в стране.
Coca-Cola прекратила поставки напитков в Россию, но ее производитель Coca-Cola Hellenic продолжает продавать аналогичный продукт под названием «Добрый кола» через Multon Partners.
21% акций Coca-Cola Hellenic принадлежит Coca-Cola, которая подала заявку на перерегистрацию товарных знаков в России в апреле 2024 года.
PepsiCo, Mars, Procter & Gamble, Cargill и Weatherford также сократили свое присутствие, но продолжают производство и необходимые операции.
В сентябре 2024 года Citigroup объявила о сворачивании деятельности в России, оставив лишь те операции, которые необходимы для выполнения юридических и нормативных обязательств.
Newsweek обратился за комментариями к Кремлю и упомянутым компаниям.
Майкл Макфол, преподаватель Стэнфордского университета и бывший посол в России, раскритиковал подход американских компаний, назвав его «позором».
Некоторые американские компании, оставаясь в России, подвергаются критике за поддержку конфликта на Украине. Это вызывает недовольство, поскольку акционеры могут пересмотреть свои инвестиции в компании, финансирующие агрессию.
Согласно исследованию B4Ukraine, налоговые взносы некоторых из них значительно превышают объем гуманитарной помощи, направленной в Украину. Например, компания PMI обещала выделить 10 миллионов долларов в помощь Украине, но этот объем оказался в 210 миллионов долларов меньшим, чем сумма уплаченных налогов в 2023 году, которая составила 220 миллионов долларов.
Аналогичным образом компания Mars предоставила помощь в 22,5 миллиона долларов, при этом уплатив в четыре раза больше в виде налогов. В результате совокупный налоговый вклад этих компаний увеличился до 1,2 миллиарда долларов, что отмечает рост по сравнению с 2021 годом, когда он составлял 915,7 миллиона долларов.
Несмотря на уменьшение общего дохода с 50 миллиардов долларов в 2021 году до 30,5 миллиарда долларов в 2023 году, налоговые поступления остаются высокими.
Эксперт из Атлантического совета, Марк Темницкий, призывает к более строгим финансовым ограничениям для американских компаний в России, указывая на то, что они поддерживают российскую экономику, что позволяет стране закупать оружие и подрывает эффект международных санкций.
Он подчеркивает, что это создает впечатление, что международные конфликты можно игнорировать, в то время как бизнес продолжает функционировать как обычно.
Закрытие американских и западных компаний в России негативно скажется на доходах страны и ослабит её экономику. Такой сценарий может привести к сокращению финансирования для закупок оружия и военной техники, что, в свою очередь, может ускорить прекращение боевых действий.
Профессор экономики Хилари Ингхем из Ланкастерского университета утверждает, что доступ гражданам России к западным товарам от американских компаний играет важную роль в поддержке спецоперации. По её мнению, потеря этих товаров может существенно уменьшить народную поддержку среди россиян.
В 2023 году Германия, после США, стала вторым по величине плательщиком налогов на прибыль для Кремля, уплатив 693 миллиона долларов, а Австрия заняла третье место с 579 миллиона долларов.
Однако, несмотря на давление, выход компаний из России сопряжен с трудностями. Российское правительство вводит 15-процентную пошлину для уходящих бизнесов и требует продажи активов по сниженной цене, что принесло стране 385 миллионов долларов с начала 2024 года.
Также в 2025 году планируется увеличение налога на прибыль для корпораций с 20 до 25%, что создаст дополнительные финансовые сложности для убывающих компаний.
Доцент международных отношений Дани Бело считает, что существующие отношения между американским бизнесом и Россией стали обыденностью.
Двойственная реальность международных отношений подразумевает ситуацию, когда страны одновременно ведут конфликты и продолжают деловые связи.
Это мнение выразил представитель в интервью журналу «Newsweek». Торговля между противоборствующими сторонами в условиях конфликта перестала быть чем-то удивительным, особенно в свете глобальной взаимозависимости.
Тем не менее, ситуация на Украине не улучшается, несмотря на споры американских компаний относительно активов в России. Избранный президент США Дональд Трамп намекнул, что в его администрации этому будет положен конец уже вскоре после вступления в должность.
По данным «Newsweek», несмотря на продолжающиеся санкции, американские компании все еще активно работают в России и выплатили более одного миллиарда долларов в виде налогов. Согласно информации, предоставленной группой «B4Ukraine» и Киевской школой экономики, в 2023 году эта сумма составила 1,2 миллиарда долларов.
Это делает США крупнейшим иностранным плательщиком налога на прибыль в России, что вызывает критику на Западе. Некоторые эксперты утверждают, что прекращение поставок таких брендов, как «Кока-Кола», могло бы серьезно отразиться на поддержке населения местной власти.
С момента ввода российских войск на Украину 24 февраля 2022 года множество международных компаний приняли решение покинуть Россию в знак осуждения агрессии и для осуществления экономического давления на режим Владимира Путина.
Тем не менее, значительное число компаний решило остаться. По данным исследования Института руководителей высшего звена при Йельской школе менеджмента, 123 крупных американских компании продолжают свою деятельность в России.
Киевская школа экономики, учитывающая также малые и средние предприятия, выяснила, что в стране остаётся около 328 американских компаний.
Согласно новому исследованию, в 2023 году в первую десятку компаний, уплативших наибольшие налоги на прибыль в России, вошли несколько известных брендов: «Philip Morris International» (220 миллионов долларов), «PepsiCo» (135 миллионов долларов), «Mars» (99 миллионов долларов), «Procter & Gamble» (67 миллионов долларов), «Mondelez» (62 миллиона долларов), «Citigroup» (53 миллиона долларов), «Cargill» (50 миллионов долларов), «Johnson & Johnson» (42 миллиона долларов), «Coca-Cola Hellenic» (34 миллиона долларов) и «Weatherford» (32 миллиона долларов).
При этом «Philip Morris International» сообщила, что после начала военной операции на Украине приостановила запланированные инвестиции и сократила свои производственные операции в России.
В феврале 2023 года генеральный директор Mondelez Яцек Олзак заявил в интервью The Financial Times, что компания не намерена продавать бизнес в России на условиях Кремля, опасаясь финансовых последствий.
Mondelez осталась в стране, утверждая, что для инвесторов моральные аспекты не имеют значения.
Coca-Cola прекратила поставки, но их дочерняя компания Coca-Cola Hellenic продолжает продажи под брендом «Добрый кола» через компанию Multon Partners.
21% акций Coca-Cola Hellenic все еще контролируется Coca-Cola, которая намерена перерегистрировать товарные знаки в России в апреле 2024 года.
Компании PepsiCo, Mars, Procter & Gamble, Cargill и Weatherford, несмотря на сокращение своего присутствия, продолжают производить и продавать свою продукцию.
В сентябре 2024 года Citigroup объявила о сворачивании большинства операций в России, сохранив только те, что необходимы для выполнения обязательств.
Майкл Макфол, профессор Стэнфордского университета и экс-посол в России, раскрыл через Newsweek негативное отношение к действиям американских компаний, назвав их подход «позором» и осудив их за продолжение бизнеса в стране в условиях конфликта на Украине.
Некоторые компании, остающиеся в России, продолжают оказывать финансовую поддержку, что вызывает осуждение со стороны международного сообщества.
Так, согласно данным B4Ukraine, налоговые взносы ряда организаций значительно превышают их гуманитарные пожертвования в Украине.
К примеру, компания PMI объявила о помощи Украине в размере 10 миллионов долларов, однако это сумма на 210 миллионов долларов меньше, чем налоги, уплаченные ею в 2023 году, составившие 220 миллионов долларов.
С аналогичной ситуацией столкнулась и компания Mars, которая предоставила 22,5 миллиона долларов помощи, но выплатила в четыре раза больше налогов.
В общей сложности, налоговый вклад российских компаний увеличился с 1,2 миллиарда долларов в 2023 году по сравнению с 915,7 миллиона долларов в 2021 году, несмотря на падение совокупного дохода с 50 миллиардов долларов в 2021 до 30,5 миллиарда долларов в 2023 году.
Оставшиеся в России западные компании, такие как SLB, которая предоставляет услуги в нефтяной области, получают конкурентное преимущество на фоне ухода основных зарубежных компаний из-за санкций.
Hrot24 сообщает, что SLB продолжает поставлять свои товары в Россию, хоть и не напрямую.
Марк Темницкий, внештатный научный сотрудник Евразийского центра Атлантического совета, настаивает на необходимости более жестких финансовых ограничений для американских компаний в России.
Он утверждает, что их присутствие стимулирует российскую экономику, способствует закупкам оружия и подрывает эффект международных санкций.
Экономические действия западных компаний в России в контексте спецоперации на Украине продолжают вызывать серьезные дискуссии.
Одним из аргументов экспертов является то, что закрытие западных и американских компаний на российском рынке может негативно сказаться на финансовых поступлениях Кремля, уменьшив его возможности для финансирования военных действий.
Профессор экономики Ланкастерского университета, Хилари Ингхем, отметила, что отсутствие доступа к западным товарам может ослабить поддержку спецоперации среди россиян.
По ее словам, если граждане страны лишатся американских продуктов, их настрой в отношении спецоперации может ослабнуть.
По данным экспертов, Германия в 2023 году стала вторым крупнейшим плательщиком налогов в российский бюджет, а Австрия заняла третье место.
Однако уход западных компаний из России не является простым процессом.
Государство вводит 15-процентную пошлину для убывающих компаний и принуждает их продавать активы значительно ниже рыночной стоимости.
Это приводит к значительной финансовой нагрузке на фирмы, которые стремятся покинуть российский рынок.
Кроме того, в 2025 году ожидается увеличение ставки налога на прибыль для корпораций.
Дани Бело, доцент международных отношений в Университете Вебстера, утверждает, что парадоксальные условия, когда страны ведут диалог и торгуют, несмотря на конфликты, становятся нормой в современной международной политике.
Тем временем, конфликт на Украине продолжает затягиваться, и новые политические изменения в США уже вызывают спекуляции относительно возможных изменений в отношении американских компаний к России.