Сигналы скорой помощи, игнорируемые водителями, продолжают становиться поводом для обсуждений в СМИ, поскольку такие нарушения могут обернуться трагедией для пациентов.
Несмотря на существующие меры ответственности за неисполнение правил дорожного движения, многие водители остаются безнаказанными. В этой связи депутат Бадма Башанкаев предложил усилить наказания за подобные правонарушения.
Члены Общественной палаты РФ, такие как Александр Холодов, считают, что улучшить ситуацию могут специальные устройства, установленные на машинах скорой помощи.
Инциденты, подобные тому, что произошел в начале января на Третьем транспортном кольце Москвы, когда водитель Lexus не пропустил скорую с включенными мигалками, подчеркивают проблему.
Башанкаев отметил, что подобные случаи не редкость, и многие нарушители остаются без последствий. Он, будучи врачом и законодателем, выразил глубокое беспокойство касательно того, что правоприменительная практика неэффективна в борьбе с неуважением к сигналам скорой помощи.
Депутат подчеркнул важность соблюдения правил дорожного движения как вопроса, который может определять жизнь и смерть. Он призвал водителей задуматься о том, что в критической ситуации они или их близкие могут оказаться в машине скорой помощи и им также может потребоваться свободный проход.
Башанкаев подчеркивает необходимость срочного пересмотра норм, касающихся ответственности за игнорирование сигналов скорой помощи. Водители должны осознавать, что такое поведение является преступлением с серьезными последствиями.
Закон должен обеспечивать защиту здоровья и жизни граждан. В настоящее время за непредоставление преимущества автомобилям с включенными проблесковыми маячками и звуковыми сигналами предусмотрена административная ответственность, однако действующие штрафы не являются достаточным сдерживающим фактором для водителей.
На основании статьи 12.17 КоАП штраф может достигать 7,5 тысячи рублей, а правонарушителю может грозить лишение водительских прав на срок от трех месяцев до одного года. По данным МВД, количество возбужденных дел о таких нарушениях остается высоким: в 2020 году их было 2655, в 2021 году — также 2655 случаев, а за первые девять месяцев 2023 года — 1544.
Эти дела касаются не только скорой помощи, но и машин полиции, спасателей и пожарных. К тому же, существует уголовная ответственность по статье 124.1 УК за воспрепятствование оказанию медицинской помощи, которая предусматривает штраф до 80 тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет. В случае гибели пациента срок лишения свободы может составить до четырех лет.
В этом контексте член Общественной палаты Александр Холодов вынес предложение о внедрении системы фиксации нарушений на автомобилях скорой помощи, что могло бы существенно улучшить ситуацию и повысить безопасность на дорогах.
Предложение о необходимости автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения в отношении автомобилей, не пропускающих экстренные службы, активно обсуждается в российском парламенте.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный подчеркивает, что такая инициатива может значительно улучшить ситуацию с дорожной безопасностью, особенно для «скорая помощь».
Ключевая идея заключается в том, чтобы при включении световых и звуковых сигналов автомобиля экстренной службы запускался комплекс фиксации нарушений, данные которого автоматически передавались бы в ГИБДД.
Это упростит процесс установления ответственности нарушителей, так как информация о правонарушении будет фиксироваться и сохраняться.
Выборный отмечает, что видеозаписи могли бы сыграть важную роль в доказательной базе при доказательстве фактов отказа уступить дорогу.
Внедрение подобных мер требует изменений в Административный кодекс.
Он также упоминает, что на сегодняшний день система видеонаблюдения еще не охватывает все нужные участки, что усложняет работу правоохранительных органов.
Внедрение технологии видеофиксации является важным шагом в повышении безопасности на дорогах, так как зачастую каждая секунда имеет решающее значение для спасения жизни.