Петрозаводский клуб «Полярный Одиссей», основанный Виктором Дмитриевым, стал местом объединения романтиков и историков, увлеченных историей морского флота.
Клуб не только предоставил возможность изучать историю географических открытий из книг, но и отправиться в путешествие по маршрутам на репликах старинных деревянных кораблей, построенных своими руками.
За полвека существования клуба было спущено на воду более сорока судов различных типов: ладьи, боты, казачьи струги, шхуны, фрегаты и другие.
Множество из них можно увидеть на причале клубного морского музея, который каждый год посещают тысячи людей.
История клуба началась с прочтения Виктором Дмитриевым книги Вениамина Каверина «Два капитана» в детстве.
Эта книга вдохновила его на стремление к новым приключениям и географическим открытиям.
В свои первые путешествия он отправился еще во время учебы в Петрозаводском государственном университете, используя мотоцикл и автомобиль.
Вспоминая ту пору, Виктор Дмитриев говорит: «Я постоянно что-то изобретал.
Однажды даже подал заявку на регистрацию нового космического корабля, но мне сказали, чтобы я не лез в эти дела».
После окончания университета Дмитриев работал в НИИ «Севрыбпроект», где занимался разработкой электрооборудования для промышленного рыболовства, а также руководил научно-технической лабораторией, где создали робот-батискаф.
В 1974 году он и его четверо друзей вложились в собственное судно, купив корпус маленького рыболовного бота за 500 рублей, восстановив его и назвав его «Арго».
С этим судном они путешествовали по Онежскому озеру, испытывая радость и азарт открытий и исследований.
Клуб «Полярный Одиссей» стал не просто местом встречи единомышленников, но и площадкой для творческих и научных инициатив.
В нем проводятся лекции, мастер-классы, выставки и научно-популярные семинары, способствуя распространению знаний об истории мореплавания и географических открытий.
Участие в клубе позволяет каждому желающему окунуться в атмосферу путешествий и приключений, почувствовать себя частью истории и освоить навыки мореплавания.
Клуб берет свое начало в страсти учредителя к истории флота и стремлению к новым открытиям, что вдохновляет всех членов на смелые и увлекательные путешествия на воде, совмещая самобытность исследований с традициями морской культуры.
Корабль «Арго» не сохранился после того, как его разнесло во время шторма, разрушив его о причал. Однако следующая покупка — судно под названием «Золотая лань», которое после ремонта было переименовано в «Полярный Одиссей». Этот корабль длиной 12,5 метра был оснащен дизельным двигателем мощностью 20 лошадиных сил и парусной оснасткой.
С 1979 года Виктор Дмитриев и его единомышленники начали экспедиции в Арктику на этом судне: они плавали из Онежского озера в Белое море, затем продолжили свой путь в Баренцево море. Именно в это время был основан клуб под названием «Полярный Одиссей».
В настоящее время в клубе существуют морской музей и историко-культурный центр, который объединяет людей, заинтересованных не только в морских путешествиях, но и в истории и традициях мореплавания. «Мы стремимся возродить и сохранить эти важные традиции», — отмечает Виктор Дмитриев.
По словам Алексея Дмитриева, сына основателя клуба и директора музея, в музее насчитывается около 300 экспонатов: там можно увидеть настоящий бочонок с ромом, колокол, рабочее устройство для подъема на мачту, корабельные пушки, канаты и многое другое. Посетители могут трогать, осматривать и даже примерять многие предметы, такие как водолазный шлем.
Кроме того, на причале можно увидеть сами корабли, которые являются неотъемлемой частью экспозиции музея. Среди них: ладья «Рюрик», бригантина «Полярный Одиссей», ботик «Святой Николай» и хаус-бот «Ковчег». Также там находится шлюп «Гонец», ожидающий ремонта, а также недействующие суда: ладья «Любовь», коч «Помор», поморская ладья «Святитель Николай».
Музей, который включен в список достопримечательностей города Петрозаводска на туристических сайтах, по словам Алексея Дмитриева, посещается около 8000 человек ежегодно.
Подход к организации работ по строительству и ремонту судов, предлагаемый Виктором Дмитриевым, использует принципы, похожие на систему Тома Сойера, где все желающие могут принимать участие под руководством опытных специалистов. Эта идея привлекает людей не только из разных городов, но и из других стран, которые видят в этом не только возможность обучения, но и шанс приобщиться к морским традициям.
В рамках предложенной концепции на суднах устраиваются фестивали и вечера бардовской песни, а также проводятся экспедиции, где участники могут принимать на себя роль матросов и учиться основам морской навигации. По завершении таких мероприятий всем участникам выдаются «морские дипломы», которые автоматически делают их членами клуба. Например, на заходе «Полярного Одиссея» могут оказаться как профессиональные судоводители, так и обычные туристы-матросы, выполняющие обязанности настоящих моряков, что создает атмосферу аутентичного плавания.
Наличие историко-культурного центра и музея морской культуры дополняет атмосферу клуба, погружая посетителей в историю мореплавания. Там можно не только почувствовать дух морской романтики, но и услышать интересные истории из первых уст, что делает посещение музея увлекательным путешествием в прошлое. Съемки художественного фильма «Отпуск в октябре» на территории центра только подтверждают популярность и уникальность этих мест.
На сайте клуба представлен широкий ассортимент парусных судов, от мини-хаусботов длиной 6,4 метра до огромных трехмачтовых фрегатов. Возможность заказа собственного судна дает уникальную возможность каждому, кто мечтает о морских приключениях, сделать шаг к их осуществлению. Цены на суда, указанные на сайте, стали более доступными, так как они были отмечены как цены пятилетней давности, но в клубе признают, что в настоящее время цены выросли. Несмотря на это, Виктор Дмитриев подчеркивает, что деревянное судно — это не просто транспортное средство, это врата в прошлое, погружение в другую эпоху, которое приносит совершенно новые эмоции и впечатления.
Таким образом, подход Виктора Дмитриева к организации морских мероприятий представляет уникальную возможность для всех желающих ощутить атмосферу морских путешествий, принять участие в экспедициях и даже заказать собственное парусное судно, обрести «морской диплом» и стать членом клуба, где ценят истинные ценности морской культуры и традиции.
Однако, несмотря на все трудности и затраты, создание реплик исторических судов продолжает быть популярным и востребованным в мире.
Строительство и эксплуатация таких судов требует больших затрат как в процессе производства, так и в обслуживании по сравнению с современными пластиковыми яхтами. Поэтому их чаще всего приобретают морские клубы, государственные или общественные организации.
Например, реплику ботика Петра I для екатеринбургской флотилии «Каравелла» была построена в Петрозаводске при поддержке компании «Сима-ленд» и Императорского православного палестинского общества.
Руководитель «Каравеллы» Лариса Крапивина подчеркивает, что строительство реплик не только приносит радость владельцам, но и предоставляет уникальный опыт и обучение молодежи. Ребята, участвуя в процессе постройки и эксплуатации таких судов, приобретают знания о старинных кораблях и умения управлять ими.
Также отмечается уникальность музея, где можно увидеть действующие копии исторических деревянных судов и даже выйти в море на них.
Один из основателей детского военно-патриотического клуба «Святорусское богатырство» иеромонах отец Феоктист (в миру Александр Петров) рассказывает о заказе ладьи «Святая Русь» и ладьи «Храбр» у компании «Полярный Одиссей».
Он отмечает удивительную быстроходность ладьи «Святая Русь», которая смогла пройти расстояние от Петрозаводска до Тольятти за шесть суток, тогда как опытные капитаны предполагали, что это займет не менее двух недель.
Создание реплик исторических судов не только сохраняет культурное наследие и память о прошлом, но и способствует образованию новых поколений моряков и ценителей морских приключений.
Судостроение и парусные яхты имеют долгую историю в России. Некоторые источники говорят, что в древнерусские времена существовали различные виды деревянных лодок, каждый из которых имел свои особенности и применение. Однако, с течением времени это искусство было забыто, и только благодаря усилиям отдельных энтузиастов и мастеров удалось возродить традиции судостроения.
Одним из таких энтузиастов является отец Феоктист, который с 2015 года ведет строительство древних русских ладей на своей верфи в Карелии. Важным достижением его работы стала популяризация этого вида судостроения и привлечение общественного внимания к этому великолепному искусству. Лодки, построенные мастерами под его руководством, представляют собой копии древних судов IX-XII веков, украшенные замысловатыми резьбами и узорами на парусах.
Эти суда являются не только объектами исторического интереса, но и важным элементом культурного наследия. Многие морские клубы и организации приобретают реплики древних ладей для проведения регат и морских соревнований.
Отец Феоктист не ограничивается постройкой реплик исторических судов, но также разрабатывает новые модели лодок, сочетающие в себе традиционные технологии и современные материалы. Он поддерживает идею, что древние ладьи не только являются объектами гордости и красоты, но и обладают практической ценностью.
Одним из ярких примеров успешного использования древних технологий в современном мире является кругосветное плавание на парусной яхте «Джульетта». Евгений Шкаруба, руководитель верфи в Архангельске, рассказывает о том, как опыт этого плавания показал преимущества древних судов перед современными пластиковыми лодками. Он отмечает, что древние суда не только более прочные и комфортные, но и обладают неповторимым шармом и изяществом.
Судостроение на древние традиции не только сохраняет культурное наследие, но и позволяет создавать уникальные и неповторимые суда, которые находят свое место как в музеях, так и на воде.
Таким образом, современные мастера судостроения продолжают традиции своих предков, строя великолепные суда, которые воплощают в себе уникальное сочетание красоты и функциональности.
Да, плавание на теплом и спокойном Средиземном море действительно приносит удовольствие, особенно когда нагрузки невелики и в случае поломки можно легко добраться до ближайшего порта.
Однако, для кругосветного путешествия предпочтительнее использовать деревянный парусник, так как дерево считается более надежным материалом. В Архангельске с 2019 года действует собственная верфь, где было построено уже 10 карбасов (традиционных поморских лодок), и в настоящее время ведется строительство шхуны для нового кругосветного путешествия.
Деревянные суда пользуются популярностью не только на Западе, но и в России, особенно среди яхтсменов, которые ценят уникальные ощущения от управления деревянным парусником после использования пластиковых лодок.
Проект «Полярный Одиссей» является старейшим судостроительным и культурным проектом, направленным на сохранение деревянного судостроения и морских традиций Русского Севера, который активно поддерживает Евгений Шкаруба.
Управление деревянным парусником требует особых навыков и дает путешественнику совершенно новые впечатления.
Журнал Forbes уже с 2004 года рассказывает о российском бизнесе, собирая удивительные истории успешных предпринимателей.
Эти люди не только развивают свой бизнес для увеличения доходов, но и создают пользу для общества, улучшая жизнь в своих регионах.
Благодаря своим доходам они строят школы и передают их местным муниципалитетам, организовывают бесплатные городские парки, помогают восстанавливать деревни и исторические города, делая значительный вклад в развитие общества и социальное благополучие.