Подводный крейсер Дмитрий Донской станет частью Военно-морского музея

Мар 19, 2025 / 20:34

Моряки-подводники и ветераны ВМФ отреагировали положительно на известие о том, что подводный крейсер «Дмитрий Донской» не будет утилизирован, а станет частью Центрального Военно-морского музея имени императора Петра Великого.

Специалисты, включая представителей музея, недавно оценили состояние крейсера, который находится в Центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. Вопрос сохранения крейсера поднимался уже до его вывода из боевого состава, и многие организации выразили желание сохранить это уникальное судно для истории.

Подводный крейсер Дмитрий Донской станет частью Военно-морского музея

«Дмитрий Донской» прослужил более 40 лет в составе Северного флота и является самым мощным ракетным подводным крейсером, который символизирует достижения отечественного флота.

В преддверии Дня моряка-подводника в 2021 году, Общероссийское общественное движение «Ветераны России» обратились к высокопоставленным чиновникам с предложением создать на его базе учебно-выставочный комплекс, чтобы сохранить память о его службе и значении для страны.

Общероссийское движение поддержки флота инициировало превращение крейсера «Дмитрий Донской» в музей, к которому присоединились трудовые коллективы ОСК и ветераны ВМФ.

Летом 2024 года, перед Петербургским международным экономическим форумом, на крауд-платформе идея.росконгресс.рф была подана петиция, призывающая к сбору средств для этой инициативы. Участники форума увидели в этом шаге "инвестиции в свой имидж", проявляющие ответственное отношение крупного бизнеса к истории страны.

Представители флота, в том числе адмирал Владимир Куроедов и Юрий Шамалов, направили обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой о сохранении уникального корабля. Из различных источников стало известно, что предложения по музефикации приняты, и даны поручения командованию Минобороны, ВМФ и другим ведомствам проработать планы по сохранению и музефикации крейсера.

Конструкторское бюро «Рубин», где был спроектирован ТК-208, и Севмаш с радостью восприняли изменения в судьбе «Дмитрия Донского» и готовы оперативно решить все возникающие вопросы. Этот процесс предполагает участие различных организаций и структур, которые будут работать над реализацией плана по сохранению исторического объекта.

Служившие на подводных ракетоносцах проекта 941, включая «Дмитрия Донского», обсуждают новости о его превращении в филиал Военно-морского музея имени Петра Великого.

Выданы необходимые распоряжения, и сейчас идет подготовка к перемещению корабля для будущей музефикации. Учитывая, что плавдок ПД-50, который использовался в 2018 году, больше недоступен, альтернативы для подъема «Акулы» пока нет, и надежда возлагается на новое строительство для «Росатома».

Вопрос о транспортировке столь крупного объекта крайне важен. Самостоятельный ход корабля невозможен, и буксировка представляется более реальным вариантом. Из практического опыта: перевод ТК-202, второго корпуса «Акулы», занял 54 часа на буксире «Николай Чикер».

Это решение своевременно и необходимо как для настоящего, так и для будущих поколений, подчеркивающее статус России как великой морской державы. ТК-208 является ярким свидетельством нашей научно-технической мысли и достигнутых успехов, и планируемый музей станет значимым объектом, демонстрирующим величие нашего государства.

Важнейшая задача сейчас заключается в том, чтобы не увеличивать затраты на работы, необходимые для превращения действующего корабля в музей. Непременно нужно выгрузить отработавшее топливо, что является первоочередной задачей. На «Звездочке» планируется удалить часть оборудования из реакторного отсека, остальные элементы следует дезактивировать, как это уже сделали на ледоколе «Ленин». При этом важно сохранить сам реакторный отсек и окружающие его прочные корпуса, исключив их вырезание. Такой подход не только оправдан, но и позволит сэкономить значительные средства.

Крейсер «Дмитрий Донской» является грандиозным памятником научному и трудовому подвигу народа. Мало кто осознает, что каждый город, село, регион страны, от Урала до Донбасса и от Сибири до Приморья, каким-либо образом принимал участие в создании и освоении данного корабля. Пусть не напрямую, но через заводы, фабрики и лаборатории специалисты, трудившиеся на каждом этапе — от проектирования до испытаний — вложили свою лепту в этот уникальный проект.

Даже маленькие детали, такие как мозаичные панно в кают-компании или простые принадлежности в кубриках, отражают общий труд и мастерство народа. Корабль является символом упорства и таланта, представляя собой результат коллективного труда миллионов людей, которые стремились создать нечто великое и уникальное.

«Дмитрий Донской» - это не просто корабль, это символ нашей национальной гордости и исторической памяти. Никто не сможет создать нечто подобное.

В будущем появятся другие уникальные корабли, но «Дмитрий Донской» останется в сердцах как важная часть истории нашей страны и мира, связанная с эпохой «холодной войны». Здесь, в его отсеках, чувствуется жизнь экипажа, судьбы командиров и подвиги моряков, которые совершали свои миссии, охраняя интересы Родины.

Каждая деталь на борту хранит воспоминания о тех, кто служил на этом крейсере. «Дмитрий Донской» стал кораблем-пантеоном, его утрата равносильна уничтожению значительного исторического памятника.

Это сравнимо с тем, как если бы пирамиды Хеопса вдруг разобрали на кирпичи ради стройматериалов. Сохранение этого корабля - наша обязанность и дань уважения всем, кто осмеливался исследовать бездны океана.

По материалам: news.rambler.ru