Министерство образования признало успешным пилотный проект по изучению истории религии в университетах. В 2023 году такой курс начали вводить в 28 учебных заведениях. Следующим шагом будет его внедрение повсеместно. На изучение дисциплины отведено 72 часа: 36 проводится в аудитории, и столько же посвящается самостоятельному обучению.
Как утверждает «Парламентская газета», знание религии может помочь в конструировании самолетов и обслуживании современных судов. Согласно программе курса «История религии России», утвержденной в октябре 2023 года, студенты будут изучать предмет в течение 72 часов. В рамках первого раздела курса, который посвящен истории религии, студентам расскажут о предпосылках христианства, великой схизме, возникновении ислама, истоках буддизма, а также о современных религиозных движениях. Эти знания необходимы для понимания процессов формирования России как многообразного государства с различными верованиями, считают авторы программы.
Второй раздел курса посвящен этому аспекту. На третьем этапе студенты изучат религиозные традиции, ценность земной жизни и смысл посмертного бытия. Также будет проведена беседа об этике, значимости служения Отечеству и семейных ценностях. Ранее историю религии изучали в отдельных курсах в университетах. Однако, как отметил депутат Госдумы, выпускник Православного института святого Иоанна Богослова Николай Николаев, этот предмет воспринимался больше как «необязательный кружок»: хочешь - изучай, не хочешь - нет. «Введение обязательного курса во всех вузах страны с нового учебного года, безусловно, положительный шаг», - считает депутат.
Мировоззрение человека в значительной степени формируется на основе его религиозных убеждений и традиций. Без понимания и знания этих аспектов становится сложно задерживаться в правильном диалоге между людьми, что делает изучение религиозных принципов важным для становления человека как специалиста в любой области деятельности.
Начиная с 2023-2024 учебного года новый курс об изучении истории религии стал обязательным для студентов 28 высших учебных заведений страны. Один из таких примеров – Российский государственный гуманитарный университет, где программа включает в себя изучение истории религий.
Ректор этого университета, Александр Безбородов, в беседе с журналистами отметил, что результаты первого года проведения курса показывают, что он вызывает интерес у студентов и успешно вписывается в образовательную программу вуза. Однако, по мнению Безбородова, перед тем как интегрировать подобные курсы во все университеты, необходимо провести работу по совершенствованию программы обучения, учитывая многообразие религиозных взглядов в стране.
Он подчеркнул, что Россия не является монорелигиозным государством, а скорее представляет собой государство-цивилизацию, где учитываются традиции и вероисповедания различных народов. Ректор также отметил, что в рамках пилотного проекта были разработаны специальные учебные пособия, однако в будущем планируется создание единого федерального учебника по данной дисциплине.
Ожидается, что Министерство образования предоставит соответствующий заказ на разработку учебника, и университеты готовы будут внедрить его в учебный процесс.
Преподавание нового курса будут вести преподаватели, прошедшие специальное обучение и повышение квалификации. Такие курсы планируется организовать на базе Российской академии образования начиная с конца марта, как сообщили представители Министерства образования и науки. По результатам оценки пилотного проекта в начале марта в Министерстве планируют расширить обучающий модуль на все высшие учебные заведения страны уже в следующем учебном году.
Официальное сообщение на сайте Министерства образования обещает студентам нововведения в новом учебном году, включая обновленный курс истории России.
Профильный министр Валерий Фальков сообщил о подготовке базового учебника и его текущей апробации. Кроме того, Минобрнауки разработало модуль «Основы российской государственности» для всех направлений подготовки и специальностей.
Депутат Госдумы Станислав Наумов комментирует, что парадигма высшего образования в мире претерпевает значительные изменения: университет предоставляет образование не только по узкому профилю, но и широкий спектр знаний.
Например, даже изучение религиозной истории может вдохновить прорывные исследования в квантовой физике, так как основы буддизма могут дать новое понимание модели мироздания и закономерностей.
Образование становится все более всесторонним и комплексным, открывая для студентов новые горизонты знаний и возможностей.
Важно учитывать разнообразные аспекты образования, чтобы обогатить и расширить видение мира у будущих специалистов и исследователей. Это позволит обществу эволюционировать и развиваться в гармонии с современными вызовами и перспективами.