Первый сезон сериала «Обоюдное согласие» с участием Светланы Ивановой в главной роли вышел на экраны в марте 2022 года и сразу же стал популярным хитом платформы, за что была присуждена престижная награда премии «Большая цифра».
Одной из ключевых тем, затронутых в сериале, стал честный разговор о проблеме изнасилований и о том, как это преступление воспринимается в современном патриархальном обществе.
Во многих странах наблюдается низкий процент осуждения виновных по соответствующим статьям, что говорит о серьезной проблеме.
Однако ее корни заключаются не только в работе правосудия, но и в общественной реакции на случившееся. В обществе часто укоренено мнение, что жертва сама провоцирует преступление, что приводит к негативным последствиям для пострадавших.
В первом сезоне авторы сериала демонстрировали, как формируется подобное общественное мнение, когда молодая учительница Анна (сыгранная Светланой Ивановой) осмелилась обвинить в злодеянии известных горожан.
Разговор о том, какие монстры скрываются в наших шкафах, спальнях и гардеробных, и как мы учитываем эти скрытые страхи в повседневной жизни.
«Обоюдное согласие» является вертикальной франшизой, объединяющей оба сезона под общей темой сексуализированного насилия.
Однако сюжет, персонажи, актеры и место действия существенно отличаются.
Несмотря на это, внимательный зритель может увидеть определенные параллели между двумя сезонами.
События во втором сезоне начинаются с торжественной церемонии в ресторане по случаю двадцатой годовщины свадьбы Марины (сыгранной Глафирой Тархановой) и Григория (сыгранного Максимом Ползиковым) Венишевых — одной из самых успешных пар в небольшом провинциальном городе.
У них трое детей, Марина работает кардиологом в местной клинике, а Григорий — бизнесмен и основатель психологического центра реабилитации.
Все жители города почитают эту семью, в том числе и мэр, считая их образцом семейного счастья. Однако уже по пути домой после праздничного вечера у них начинается необъяснимый конфликт.
В следующем кадре мы видим Григория, лежащего возле подъезда своего дома с разрезанным животом и кухонным ножом. Марина, с кровоточащими пальцами, пытается дозвониться до скорой помощи.
Понятно, что Марина становится главным подозреваемым в этом деле, особенно учитывая, что следствие поручено строгой и суровой следовательнице Анне, которой начальство настаивает на скором завершении дела. Ситуация кажется ясной, но домашние секреты начинают выплывать на поверхность и становятся ключом к разгадке.
Ведь у Анны, следовательницы, тоже есть свои скелеты в шкафу, что заставляет ее стремиться к истине. Диана Арбенина, сыгравшая следовательницу, предстает перед зрителями как одинокая волчица, следующая своими собственными правилами и идеалами справедливости, несмотря на давление начальства и муки собственного прошлого.
В какой-то момент она начинает проявлять особое внимание и даже сочувствие к обвиняемой, пытаясь распутать клубок обстоятельств и найти истину.
В фильме помимо профессиональных актеров, снялись и неактеры с запоминающимися судьбами, среди которых Елена Ханга, исполнившая роль известного адвоката из Москвы, который также борется за права женщин.
В роли убитого бизнесмена и коуча Григория снимается бизнесмен и ресторатор Максим Ползиков (Ginza Project), обладающий также театральным образованием.
Кастинг для этого проекта, как всегда у Гай-Германики, оказался неожиданным и точным. Однако успех подобных проектов зависит в первую очередь от главной героини.
Если в первом сезоне этой ролью была хмурая и замкнутая учительница, то в этой части Глафира Тарханова создает образ Марины более яркими и насыщенными красками.
Марина переживает сильные эмоции, олицетворяющие полярные страсти и чувства: растерянность и находчивость, слабость и сила, верность и измена, любовь и ненависть. Оба сезона творят форму дестигматизации темы насилия, принося важный вопрос о том, как прожить травму в обществе.
Взаимодействие с обществом, которое часто склонно обвинить жертву в грехах, прежде чем даже задаться вопросом: кто же насильник? Но домашнее насилие представляет еще большее табу. Например, фильм Наталии Мещаниной «Один маленький ночной секрет» не получил должного признания. В реальности те, кто пострадал, предпочитают проявлять молчание по поводу своих драматических переживаний.
Гай-Германика создает сериал не только о детективной истории с загадкой «кто убийца?». Ее интересует атмосфера маленького города, в котором скрыты предпосылки для насилия и убийства. Это история о том, как небольшая община пленена большой ложью, темными интригами, правлением сильных над слабыми. Кто виноват, а кто невиновен – даже следователям сложно разобраться, учитывая их собственные недостатки.
Сама Гай-Германика – загадочная личность. Иногда кажется, что между ней самой и ее творениями – таинственная, непроницаемая грань. С одной стороны, она отстаивает тезис о том, что «вся власть от Бога», открыто поддерживая правящую партию и воспитывая детей в духе традиционной культуры, включая православие. С другой стороны, в своих фильмах и сериалах она защищает право человека на свободу от деспотии и насилия.
По мнению художницы, она отмечает присутствие «негативной энергетики» в обществе. В схватке ее персонажей с их внутренними демонами, мечтательными волками, нередко побеждают волки и скелеты в шкафах.
Художник, если он настоящий художник, преодолевает идеологию. Вероятно, благодаря документальным основам, на которых она выросла, которые поглотила еще в юности. Она продолжает зафиксировать реальность во всех ее ужасающих и прекрасных аспектах — на животном уровне: без прикрас и улучшений.
Поэтому она не старается подчиниться готовым сценариям, получаемым от продюсеров, со всеми этими сложными отношениями, стандартными диалогами. Однако камера (под руководством Геннадия Успангалиева), взаимодействующая с режиссурой, а также естественное поведение актеров (независимо от их профессионализма) — в облике непредсказуемых персонажей — подчеркивают главный конфликт времени между человеком и неограниченной властью.
Когда страх, молчание и бесконечное терпение несут на своих плечах не только отдельные семьи.
Добавьте в Конструктор подписки уже готовые списки от Редакции или выберите свои любимые источники: веб-сайты, телеграм- и youtube-каналы. Авторизуйтесь, чтобы не потерять свои подписки на разных устройствах.