Социально-экономическая система на глобальном уровне переживает заметные изменения, переходя в эпоху, которую некоторые эксперты называют «последним» капитализмом.
В эту новую цивилизацию закладываются принципы экологизма и устойчивого развития, которые предполагают необходимый баланс между природой и технологическими системами.

Эти идеи были представлены в докладах Римского клуба еще в 1970-х и 1980-х годах, когда мир находился в состоянии противостояния идеологий.
Современная реальность показывает, что социально-экономическая система продолжает деградировать, переходя на новые радикальные уровни трансформации.
Эти изменения сопровождаются хаосом в общественных отношениях, и государственные структуры, интегрированные в глобализм, сталкиваются с системным кризисом.
Наглядными признаками этого кризиса являются резкое социальное расслоение, а также низкая эффективность хозяйственной деятельности, что обусловлено неразберихой и некомпетентностью управленческих структур.
Деструктивные процессы охватывают все сферы жизни и создают условия для возможных катастроф.
Познавательно стоит упомянуть взгляды Томаса Мальтуса, который считал, что решение проблемы бедности может заключаться в принуждении бедных к уменьшению численности населения.
Таким образом, современное общество сталкивается с вызовами, требующими кардинальных решений и переосмыслений.
Вопрос переноса законов животного мира на человеческое общество поднимается в современных дискуссиях неомальтузианства.
Критика мальтузианства уже доказала его недостатки и квазинаучность, утверждая, что законы природы и животного мира нельзя прямо сопоставлять с человеческим обществом.
Интересным событием стало создание в декабре 2020 года Совета по инклюзивному капитализму с Ватиканом при поддержке крупных инвестиционных компаний и бизнес-кругов.
Этот Совет, объединяющий активы примерно в 10,5 трлн долларов, направлен на продвижение инклюзивной экономики.
В 2016 году на конференции по инклюзивному капитализму в Нью-Йорке глава МВФ Кристин Лагард подчеркнула значимость бизнеса для создания инклюзивного общества.
Научная и исследовательская элита, однако, сталкивается с вызовом формирования ясного видения глобальных проблем, что порождает сомнения в эффективности работы множества международных организаций, включая «Римский клуб».
Эта неправительственная организация активно изучает проблемы и возможности глобального развития, играя заметную роль в обсуждении мировых вызовов.
Римский клуб высказывает идею, что к середине XXI века человечество столкнется с глобальной катастрофой из-за неразрешимых противоречий в системе.
Руководитель авторского коллектива первого доклада «Пределы роста» Деннис Л. Медоуз настаивает на необходимости поддержания «нулевого роста», стабилизации численности населения и деиндустриализации как единственных выходов из состояния предкатастрофы.
Доклад был подвергнут критике за приверженность к неомальтузианству, тем не менее, его идеи основаны на разработках его наставника Джея Форрестера, профессора кибернетики из Массачусетского технологического института.
В 1971 году Форрестер предсказал коллапс на глобальном уровне к 2050 году и предложил модель «глобального равновесия», предполагающую удержание численности населения на уровне 4,5 миллиарда человек к концу XX века для предотвращения критических последствий.
Эти идеи привлекают внимание, подчеркивая необходимость кардинального изменения подходов к развитию общества и экологии.
Модель «глобального равновесия», разработанная Медоузом и его коллегами, продолжает отражать мальтузианскую философию. Вместо проведения глубоких исследований, авторы опираются на устаревшие идеи XVIII века, иллюстрируя свои выводы примером из ботаники, а именно размножением болотных лилий.
Такой подход рассматривает биологические законы как метафоры для социальных процессов, что вызывает недоумение. Современные взгляды Медоуз не изменились с 70-х годов прошлого века. Он по-прежнему утверждает, что его модель полезна для анализа мировых событий.
Центральная идея заключается в подходе к глобальной системе как к единому целому, игнорируя различия между странами. Это приводит к необходимости создания наднациональных институтов, которые будут регулировать глобальное экономическое пространство.
В результате, интерпретация понятия национального суверенитета развивается и становится скорее функциональной, чем территориальной. Согласно сторонникам этой глобальной трансформации, новая трактовка суверенитета позволит обобществить мировые ресурсы и использовать их в интересах всего человечества.
Данные идеи поднимают вопросы о реальной сущности глобализации и ее влиянии на традиционные представления о независимости и самоопределении стран.
Обсуждения о Северном морском пути и его принадлежности человечеству обостряются, что вызывает подозрения в подготовке к возможной оккупации российских территорий. В рамках этой дискуссии становится актуальной идея о том, что национальный суверенитет не отвечает современным требованиям и ценностям будущего. Пропагандируется необходимость создания единого глобального порядка, где будут установлены общие моральные и этические нормы, соответствующие новым условиям. Работы Римского клуба поддерживают этот подход, утверждая, что дальнейшее развитие должно основываться на глобальных целях.
К концу 2016 года на сайте Всемирного экономического форума были представлены восемь предсказаний о будущем мира к 2030 году. Эти прогнозы, подготовленные экспертами, касались трансформации традиционных ценностей, в частности идеи о ликвидации личной собственности в пользу услуг. В результате, граждане могут оказаться без права собственности на жильё, автомобили и другие материальные блага, что ставит под сомнение их возможность принимать независимые решения.
Этот процесс также включает в себя идеи трансгуманизма, который предполагает использование генной инженерии для улучшения здоровья и внедрения новых технологий в медицину, включая синтезированные органы. Важным аспектом станет миграция населения, предстоящая из-за климатических изменений, что в свою очередь создаст новые вызовы для общества. Вдобавок, предполагается борьба с выбросами углеводородов, что повлияет на производственные процессы. Сценарии, предлагаемые сторонниками нового мирового порядка, зачастую скрывают по-настоящему истинные цели тех, кто стоит за ними.
Таким образом, мы наблюдаем не только политические, но и социальные изменения, которые могут серьезно повлиять на индивидуальные права, личную свободу и экономическую независимость граждан в будущем. Дискуссия о глобальных изменениях продолжает набирать силу, поднимая важные вопросы о том, что ждет человечество в эру трансформаций.
Современный прогресс представляется как создание «нового дивного мира», включающего метавселенные, искусственный интеллект и умные города.
Словенский философ Славой Жижек отмечает, что этот мир окажется размытым и хрупким. Он утверждает, что легитимным будет лишь виртуальное пространство, где свобода станет привилегией для «избранных».
В рамках эпидемии COVID-19 многие из нас испытали новые ограничения свободы, что стало первым шагом к созданию этого виртуального мира.
Классовые интересы «избранных» направлены на сохранение власти и богатства, и они создают новую систему, которая отражает регресс: деиндустриализация, декультурация и десоциализация населения.
Эти процессы приводят к катастрофическим изменениям в обществе и нарушают связь между поколениями.
Философ Федор Гиренко подчеркивает, что человек не может существовать в мире, который не понимает, что ведет к опасным последствиям для его сущности.
Мы стоим на пороге утраты человеческих качеств и понимания своей роли в этом новом мире, и важно осознавать, к каким изменениям это может привести.
Современные изменения в восприятии труда и потребления влияют на человеческую эмпатию и способность к рефлексии.
Многие люди, оказавшись под властью новой экономики, теряют уникальную «мистериальность эмоций». Это явление происходит из-за акцента на престижное потребление, которое приводит к сосредоточению на удовлетворении лишь физиологических потребностей.
В таком состоянии человек утрачивает умение глубоко осмысливать свою жизнь и последствия своих действий, что может повлечь долговременные проблемы.
Важно отметить, что отчуждение человека от труда, как творческого, так и производственного, играет значительную роль в этом процессе.
В результате деиндустриализации люди становятся далекими от самой сути человеческого существования.
Сменившаяся парадигма восприятия мира и появления новых ценностей в «метавселенных» разрушает традиционные трудовые отношения, которые были основой общества.
Начиная с 1990-х, уже с младшего возраста детям внушается, что простые виды труда, такие как уборка, не стоят внимания, что приводит к пренебрежению к ним.
Это подрывает уважение к труду и его значимости в жизни человека.
Современная концепция счастья претерпела изменения, сместив фокус с внутреннего самочувствия на стереотипы, связанные с наслаждением и развлечениями. Истинное счастье скрыто в процессе творческой деятельности, а не в праздности.
Чтобы улучшить ситуацию, необходимо переосмыслить экономическую основу нашего существования через восстановление значимости трудовых отношений. Важно развивать нового человека, который не будет подвержен влиянию своей судьбы и цифровых преобразований в обществе.
Отсутствие связи и понимания в обществе ведет к его атомизации, что делает его легкой целью для манипуляций. Ранее в этих целях использовались СМИ, однако с появлением цифровых технологий управление общественным мнением теперь осуществляется искусственным интеллектом. Вопрос, который стоит перед нами: кто контролирует этот искусственный интеллект и в чьих интересах он работает?
В контексте международной экономики наблюдается стремление к возвращению производств в места, где они были изначально, как демонстрирует политика Трампа в США, стремящегося улучшить жизнь граждан за пределами сферы услуг. Россия также движется в этом направлении с программами импортозамещения, что призвано укрепить ее экономическую стабильность.
Тем не менее, на горизонте витает угроза транснационального капитала, который продолжает сохранять свое влияние, используя собственные интересы для разрешения социальных и экономических противоречий.
Так называемая «инклюзивная элита» формирует общество контрастов, где современные центры будут окружены неблагополучными районами, оставленными в прошлом. Транснациональные корпорации внедряют новые технологии не для всеобщего благосостояния, а лишь для поддержания своего доминирования через имитации инноваций.
Эта так называемая цифровая экономика не учитывает человеческий труд как творческий процесс, его место занимает трансгуманоид — создание без человеческих качеств, для которого созидательная работа становится недоступной как в реализации, так и в понимании.
Таким образом, будущее видится в сохранении превосходства капитала, при этом человек и его труд, напоминающий творчество, оказываются на обочине общественного развития.