Современным женщинам, которые могут выбирать одежду из широкого разнообразия моделей, расцветок и стилей, трудно представить себе те тяготы, которые переживали женщины в далеком советском прошлом, когда товары были дефицитом.
Давайте не будем углубляться в далекие послереволюционные времена, когда женщины забывали о косметике, носили куртки и юбки из простых материалов, а на голове украшались косынкой, часто красного цвета, и представляли себя коротко и сухо: «Товарищ Петрова, товарищ Иванова…».

Сегодня мы переместим читателей во времена, когда женщины уже вспомнили о красоте, макияже, прическах, духах и других атрибутах женской привлекательности. В 30-е годы на парфюмерной фабрике «Новая Заря» в Москве, бывшей прежде предприятием Генриха Брокара, начали производить лосьоны, румяна, кремы, помады. И появились знаменитые духи «Красная Москва» в яркой коробочке с кисточкой.
Их аромат, как описано в книге «Парфюмерия» середины 50-х годов, ассоциируется с изысканной теплотой, игривой и кокетливой утонченностью, мелодичной и пластичной музыкальностью...
Помимо «Красной Москвы», в продаже были и другие женские духи: «Вечер», «Рапсодия», «Нега», «Ночной аромат», «Жди меня». Названия пропитаны романтикой, предвкушением интимности.
И внезапно - «XXIII годовщина Октября». Интересно, какой шлейф оставался у этого аромата? Импортная парфюмерия? Вовсе нет! В то время девизом было выражение Маяковского: «У советских людей своя гордость: мы смотрим на буржуев свысока»...
Даже строгие партийные деятели давали женщинам возможность выразить себя. В 1934 году в честь 8 марта в Кремле было устроено мероприятие, на котором приглашенные женщины были приглашены «не в строгих английских костюмах с галстуком и короткой стрижкой, а в образе настоящих женщин, чтобы их наряд соответствовал событию».
Все было так, как сказал товарищ Сталин: «Лучше стало жить, веселее жить». И все же не всегда было легко. Потому что выбор одежды в магазинах оставлял желать лучшего.
Женщины мечтали о воздушных, элегантных нарядах, как у актрис Любови Орловой или Валентины Серовой. Или как у Ревекки Ясной. Ревекка Ясная - известная портниха, работавшая в Доме моделей «Мосторга» на Пушкинской улице в довоенную эпоху Москвы. Она шила для представительниц советской элиты.
Но и в других ателье работали талантливые мастерицы, готовые воплотить мечты любой женщины в реальность. Они создавали верхнюю и нижнюю одежду, включая ночные рубашки, панталоны, трусики и даже бюстгальтеры, часто с использованием лекал зарубежного образца.
Говоря о бюстгальтерах, стоит отметить, что в этом году этому интимному предмету одежды исполнилось 110 лет. Изобретателем бюстгальтера является американка Мэри Фелпс Якоб, которая в 1914 году создала предшественника современного бюстгальтера под названием Caresse Crosby. Впервые он был изготовлен из двух платков и ленты. Это изобретение быстро стало популярным по всему миру. В разных странах его называли по-разному, но в СССР его называли «бюстодержателем».
По союзному стандарту ГОСТ бюстгальтеры производились только одного размера, но позже стали выпускать в трех и даже в шести размерах, что позволило женщинам Советского Союза дышать полной грудью.
Когда речь заходила о размерах, качество все еще оставляло желать лучшего. Бюстгальтеры, представленные в магазинах, были настолько ужасными, что на них можно было взглянуть лишь с грустью. Некоторые из них были не только некрасивыми, но и неудобными.
Особенно выделялись ситцевые и атласные модели, именуемые «грациями», они напоминали скорее бронежилет, нежели предмет нижнего белья. Они казались настолько массивными, что, возможно, могли бы защитить свою обладательницу даже от пуль. Но на самом деле, единственным «атакующим» были мужские взгляды.
Улучшением этой нелегкой ситуации для женщин занималась лично министр культуры СССР - Екатерина Фурцева. На одном из заседаний Политбюро ЦК КПСС она произнесла горячее выступление по этому поводу, главной идеей которого стал девиз: «Каждая женщина в Советском Союзе имеет право на качественный бюстгальтер».
Ее призыв нашел отклик и в скором времени в Черемушках была открыта первая фабрика женского белья в СССР, где стали производить именно такие качественные предметы женского гардероба. После показа фильмов с участием Бриджит Бардо, в которых француженка предстала в откровенных нарядах, советские швеи начали копировать с успехом изящество форм и линий бюстгальтеров звезды.
Так началась эпоха «бардоток» - модели, популяризированные в народе за счет изящного стиля французской актрисы. Тем не менее, многие женщины стремились приобрести зарубежные изделия. Особый ажиотаж наблюдался вокруг так называемых «Анжелик», названных в честь известного фильма, с кружевным покрытием и пластмассовой застежкой спереди.
Однако покупать подобные изделия приходилось только после многих часов в огромных очередях в ГУМе или ЦУМе. Иногда в этой напряженной обстановке появлялись безмолвные фигуры мужчин, особенно накануне 8 Марта.
Весь путь до прилавка они преодолевали смущение и мужественно направлялись к цели. Их лица покрывались краской стыда, но они не останавливались.
Дойдя до продавцов, женщины гордо указывали на размеры бюстов или жестикулировали, пытаясь передать идеальный объем груди. Другой разговор касался недоступности косметики. Однако и здесь представительницы прекрасного пола проявляли выдающуюся изобретательность.
Некоторые из них использовали театральный грим, который можно было приобрести в магазине Всесоюзного театрального общества на улице Горького «Тверской», неподалеку от знаменитого «Елисеевского».
А тушь для ресниц можно было приобрести у цыганок, которые создали целую торговую сеть косметики и одежды в… женских туалетах. Однако нужно было быть начеку, чтобы не попасться на уловки мошенников.
Для мытья волос женщины использовали глицериновое или дегтярное мыло, а также воду, настоянную на ржаном хлебе, вместо отсутствующего шампуня.
Для фиксации причесок они порой приходилось обращаться к дефицитному пиву, отнимая у мужчин. Можно только представить, сколько скандалов в семье происходило из-за этой причины!
Вместо фена женщины вынуждены были сушить волосы на воздухе и надевать огромные железные бигуди, которые делали их похожими на инопланетных существ. Некоторые мужчины в нервном волнении при виде такой красоты прикрывались газетами или уткнулись в телевизор, пытаясь уйти от реальности.
Прически были самые разнообразные. Так, начес на короткой стрижке часто называли «Я у мамы дурочка». После просмотра фильма «Колдунья» с Мариной Влади, будущей женой Высоцкого, женщины стали предпочитать длинные прямые волосы, распущенные по плечам.
Еще одна популярная прическа появилась после фильма «Бабетта идет на войну» с участием Брижит Бардо и получила название «бабетта».
Существовало высокое конусообразное сооружение, состоявшее из полудлинных и длинных волос. Прическу щедро поливали лаком и не расчесывали несколько дней, пока ее обладательница не приходила к новому образу.
Например, так называемый «конский хвост» – это длинные распущенные волосы, собранные на затылке ленточкой. Подобный стиль запечатлел русский поэт Евгений Рейн в стихотворении «Шестидесятые»: «И остроносые ботинки. И длиннохвостые блондинки…»
Женщины не ограничивались своей традиционной сферой. Они продвинулись в мужской мир, присвоив себе кепки, пиджаки, и, наконец, с радостью надели брюки. Считается, что первой певицей, выступившей в брючном костюме, была Эдита Пьеха.
Однако однажды ее не пустили в ресторан в таком наряде… Было время, когда женщин без чулок рассматривали с недоверием чувственники нравственности. Они закрывали перед ними двери общественных мест, даже в жаркую погоду. Однако дамы находили выход – рисовали швы на ногах.
Известная актриса Ольга Аросева вспоминала, что она и ее подруги покупали красный стрептоцид, разводили его и мазали ноги, чтобы они стали оранжево-бежевыми. Затем использовали грим для нанесения черных линий и стрелок, делая такие «чулки», которыми хвастались даже в холода.
Колготки изначально произвели фурор. Первые «чулочные штанишки» привезли из Чехословакии.
Конечно, быстро стали неподъемным товаром, хотя цена была довольно высокой – от 5-7 до полутора десятков рублей. Учитывая среднюю советскую зарплату в 130-160 копеек, это было недешево...
Позже появились советские колготки, более доступные, чем импортные, но менее долговечные. Они быстро теряли свою первоначальную привлекательность и бледнели. Однако женщины снова не сдавались. Они «оживляли» изделия, пропуская их через анилиновые красители и даже крепкий чай.
И некоторые женщины узнали, что холод способствует сохранению целостности нейлоновых колготок, и держали их в холодильнике, рядом с колбасой и молоком. Таковы были тяжелые времена. Однако женщины не жаловались, не стонали, а смело преодолевали все бытовые испытания и достигали всего, что хотели. Или практически всего...
И когда в весенний праздничный день они, нарядившись и преображенные, исходили по улицам Москвы, олицетворяя ароматы, мужчины восхищались и умилялись. Это было похоже на сказку.