Проблема школьной травли, известной также как буллинг и кибербуллинг, становится все более актуальной.
С 16 июня 2024 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят ответственность несовершеннолетних за травлю. Эти изменения устанавливают, что за подобные действия предусмотрены наказания в виде предупреждений или штрафов в размере 10 МРП (39 320 тенге). В случае, когда агрессор является ребенком, финансовые последствия лягут на его родителей.
Далее в публикации Informburo.kz рассматриваются причины буллинга, способы борьбы с ним, а также рекомендуется ли переводить ребенка в другой класс или школу в такой ситуации.
Буллинг часто обусловлен убеждением о превосходстве старших, которым приписывается большая сила и привилегии. Социальные факторы, а также информационное перенасыщение могут усугублять эту проблему.
Причины травли включают: физические или социальные отличия, на основе которых дети могут подвергать насилию тех, кто отличается от них; низкая самооценка агрессора, который может проявлять насилие для подтверждения своего значения; проблемы в семье, где возможно насилие; grupповое давление со стороны сверстников; а также влияние медиа и социальных сетей, которые могут вдохновлять на агрессивное поведение.
Процесс травли остается сложным и многогранным, и требует внимательного подхода к каждому случаю.
Если ребёнок начинает проявлять страх перед школой, отказывается посещать занятия или участвовать в учебных мероприятиях, это серьезный повод для беспокойства. Негативные эмоции могут привести к бессоннице и потере аппетита — это также знаки, на которые следует обратить внимание. Снижение успеваемости, трудности с концентрацией и желание избегать социальных контактов – все это может быть сигналом о проблемах, с которыми сталкивается ребёнок.
Наиболее тревожный признак — разговоры о самоубийстве или смерти, что требует немедленного вмешательства специалистов. Важно обсудить ситуацию со школьным психологом или учителем, чтобы они могли предпринять необходимые меры. Профессиональная поддержка также может помочь ребёнку справиться с последствиями травли и вернуться к нормальной жизни.
Необходимо объяснить ребёнку, что он не виноват в происходящем и что его чувства имеют значение. Проявление терпимости и эмпатии поможет ему понять, что он не один и что есть те, кто готов поддержать. Открыто обсуждайте с ребёнком возможные стратегии реагирования на буллинг — избегать конфликтов, обращаться к взрослым за помощью или сообщать о происходящем.
Если ситуация не меняется, несмотря на вмешательство школы, возможно, следует рассмотреть вариант смены учебного заведения. Однако прежде чем принимать такое решение, важно обсудить его с педагогами, психологами и, возможно, привлечь компетентных специалистов для разрешения конфликта.
Если администрация школы игнорирует случаи буллинга, родителям стоит обратиться в департамент образования. Если ситуация включает физическое насилие со стороны педагогов, можно подать жалобу в правоохранительные органы.
В таких случаях ювенальная полиция проведет проверку и примет меры. Первое, что следует сделать, — это поговорить с классным руководителем, школьным психологом или директором школы. Если после этого никаких действий не предпринимается, лучше обратиться в региональный или муниципальный департамент образования для дальнейших шагов.
Важно понимать, что проявления агрессии у детей могут быть следствием разных факторов. Например, ребенок может демонстрировать жестокость и контролировать других, иногда копируя агрессивные модели поведения своих родителей.
Проблемы с самооценкой также часто способствуют агрессивному поведению, так как он пытается компенсировать свои комплексы, используя насилие.
Кроме того, есть дети, которые не умеют разрешать конфликты мирным путем и прибегают к манипуляциям или физическому воздействию. Часто агрессоры игнорируют правила как в школе, так и дома, не обращая внимания на чувства окружающих.
В таких случаях необходимо вмешаться, разговориться с ребенком о причинах его поведения и, по необходимости, обратиться к специалисту-психологу для помощи в коррекции его поведения, объясняя, что агрессия — это недопустимый способ общения.