На правом боку свернулась женщина, окруженная множеством костей различных животных. Это изображение было представлено доктором Эргюлем Кодашем, доцентом университета. Недавние исследования, проведенные в верховьях реки Тигр на юго-востоке Турции, указывают на то, что женщина, чья жизнь завершилась порядка 12 000 лет назад, могла исполнять роль шаманки. Ученые предполагают, что у нее была особая связь с дикой природой, что делает это захоронение одним из самых ранних примеров подобной практики в неолитическом контексте Анатолии, сообщает «Arkeonews».
Выход археологов в районе Чемка Хёюк, что переводится как "курган у воды", в провинции Мардин, стал важным этапом в изучении древних духовных традиций. Оказавшись перед останками женщины, ученые обнаружили не только ее останки, но и множество уникальных артефактов, которые могут предоставить ценные сведения о ритуалах и верованиях тех времен. Установлено, что покойная была в возрасте 25-30 лет, и, судя по находкам, возможно, исполняла функции шаманки.
В ее захоронении были найдены такие предметы, как череп тура, детские крылья куропатки, останки ног куницы, а также кости овец или коз. Эти находки необычны, особенно учитывая, что захоронение провели с использованием большой известняковой плиты, что явно отличается от традиционных погребальных практик того времени. Женщина с остатками травмировалась и была похоронена в специальной могильной яме, что подчеркивает ее важность и особое положение в обществе.
Изучение места захоронения предоставляет ученым ценную информацию о ритуалах и верованиях эпохи. Согласно археологическим данным, она была погребена под полом того самого здания из сырцового кирпича в Чемка Хёюк, что делает эту находку ещё более значимой. В то время как остальные 14 человек, также найденных на раскопках, были захоронены вблизи под другими сооружениями, этот случай выделяется своей уникальностью.
Это открытие имеет особое значение, поскольку происходит в контексте периода, который археологи называют докерамическим неолитом А (PPNA). Этот период, датируемый между 10 000 и 8 800 годами до нашей эры, считается важной вехой на пути к началу сельского хозяйства. Таким образом, захоронение этой женщины открывает окно в мир древних обычаев и ритуалов, а также демонстрирует важность ритуальной практики. Изучение ее останков и артефактов представляют собой шаг к более глубокому пониманию перехода от охоты и собирательства к оседлому образу жизни, который в будущем привел к развитию цивилизации.
В эпоху, относящуюся к периоду PPNA (Прекерамический Неолит Западной Азии), существовала интересная практика погребения умерших: покойников укладывали под полами своих домов. Однако существовала одна характерная черта, выделяющая эту практику среди других - погибших накрывали блоками известняка.
В те времена люди продолжали жить как охотники-собиратели, в самом духе традиций своих мезолитических предков, еще не освоив искусство керамического дела. Несмотря на это, археологи предполагают, что в определенные периоды года у них уже происходило формирование первых оседлых поселений.
Интересный аспект раскопок гробницы, обнаружившейся в Чемка Хёюк, поразил исследователей: они нашли череп зубра, который был помещен над телом жены, а ее челюсть располагалась у ног покойной. Как справедливо подметил ведущий автор исследования, это подсказывает, что животные оставались дикими в те давние времена, ведь женщина была захоронена задолго до процесса одомашнивания сельскохозяйственных животных.
Многочисленные найденные кости зубров в этом доме свидетельствуют о значимости дикого крупного рогатого скота для этих людей, который уже тогда играл роль основного источника пищи, хотя массовое одомашнивание происходило лишь через много тысячелетий. Обнаруженная гробница оказывается ценным источником информации о ритуалах и социальной структуре обществ охотников-собирателей, существовавших до появления аграрной системы.
Интересно, что термин «шаман» был создан в XVIII веке для описания традиций коренных народов Сибири и, как следствие, его значение для неолитического периода остаётся в некотором роде неопределённым. Однако при сравнении женской могилы из Чемка Хёюк с другими аналогичными шаманскими захоронениями, учёные полагают, что эта женщина могла исполнять роль духовного лидера.
Очевидно, что такие люди, обладая способностью общаться с невидимыми силами, могли занимать особое место в обществе. В этом свете, открытия, сделанные в Чемка Хёюк, позволяют взглянуть под другим углом на развитие ритуальных верований в ранних человеческих обществах.
Могила, возраст которой составляет около 12 000 лет, является уникальной находкой, вносящей важный вклад в наше понимание шаманских практик и верований, присуще неолитическому времени. Эта своеобразная форма захоронения предполагала активное вовлечение женщин в ритуальные обряды, так как археологи считают, что именно такие практики могли сыграть значительную роль в становлении ранних сообществ.
Открытия, сделанные в Чемка Хёюк, подчеркивают, что шаманские практики в неолитическую эпоху могли быть значительно более распространены и важны для общества, чем это считалось ранее. Такой подход помогает нам глубже понять, как развивались верования и социальные структуры у наших предков, и насколько они были сложными и разнообразными.