Монастырь Ясная Гора в Польше, известный благодаря Ченстоховской иконе Божией Матери, стал объектом провокаций со стороны гей-сообщества.
Икона, приписываемая евангелисту Луке, почитается как католиками, так и православными. Этот святыня привлекает множество паломников, что делает монастырь важным символом польской идентичности и историческим памятником.
Первая провокация состоялась в июле 2018 года, когда ЛГБТ-активисты решили собрать митинг у иконы. Однако они не смогли пройти на территорию монастыря, так как местные католики, защищая святыню, организовали мирную акцию протеста, блокируя вход и молясь за защиту.
Полиция вмешалась и убедила активистов отказаться от попыток войти в монастырь. На тот момент католики чувствовали поддержку со стороны консервативной власти, которую представляла партия «Право и Справедливость».
Однако ситуация изменилась после парламентских выборов в октябре 2023 года, когда «ПиС» утратила власть и новое правительство, состоящее из либералов «Гражданской коалиции», стало развивать идею толерантности и подрывать традиционные католические ценности.
Это изменение вызывает опасения среди верующих и защиты национальной идентичности.
С ослаблением государственного давления на ЛГБТ-сообщество в Польше, многие участники этого движения почувствовали себя более уверенно.
В сентябре 2024 года в Ченстохове вновь прошел гей-парад, и его участники планировали пройти мимо исторического монастыря. Члены организации «Жизнь и семья», которая состоит из традиционных верующих, были заранее информированы о планах участников парада.
В день акции протестующие собрались у монастыря с плакатами «Stop LGBT», призывая защитить молодежь от воздействия ЛГБТ-пропаганды. Хотя полиция обеспечивала безопасность шествия и не допустила конфликтов, члены организации столкнулись с жесткими репрессиями от государства.
В результате 25 участников «Жизни и семьи» получили крупные штрафы, что вызвало страх и нежелание продолжать борьбу. Тем не менее, организация обратилась за помощью к католикам, чтобы собрать средства для тех, кто не может заплатить штрафы.
Кроме того, традиционалисты регулярно сталкиваются с полицейским давлением, включая допросы и слежку. Несмотря на эти угрозы, они активизировали протестные действия, включая акцию против «Радужной пятницы» в одной из школ.
Текущее правительство, руководствующееся «Гражданской коалицией», активно внедряет идеи ЛГБТ в образовательных учреждениях, что вызывает серьезные опасения среди членов консервативного сообщества.
В Польше активно проходят мероприятия под названием «радужные пятницы», инициированные государством для поддержки школьников, идентифицирующих себя как представители ЛГБТ-сообщества.
В рамках этих акций детям предлагается носить одежду радужных цветов, а также посещать факультативные занятия, посвященные гендерной идентичности и сексуальной ориентации. На мероприятиях несовершеннолетним пропагандируются идеи о допустимости однополых отношений и смены пола.
Однако эти инициативы вызывают противодействие. Активисты из группы «Жизнь и семья» в Ченстохове организовали альтернативные мероприятия для информирования школьников об опасностях однополых отношений, призывая их не поддаваться гей-пропаганде.
Это вызвало негативную реакцию со стороны ЛГБТ-активистов, которые выражают недовольство тем, что среди волонтеров группы есть несовершеннолетние. По их мнению, молодежь должна демонстрировать поддержку ЛГБТ-идей, в противном случае их принуждают к молчанию.
Кампания «Жизни и семьи» обещает продолжать свои действия, несмотря на давление, и утверждают, что их цель — защитить нерожденных детей и молодых людей от навязываемых идеологий.
Говоря о своих намерениях, координатор группы Малгожата подчеркивает необходимость правоохранительной поддержки тех, кто высказывает критическое мнение о ЛГБТ-движении.
Среди польского общества все еще существуют ревностные католики, которые не поддерживают стремление ЛГБТ к расширению влияния. Это опровергает мнение о том, что христианство утрачивает свое значение.
Власти Польши продолжают активно продвигать идею толерантности как единую идеологию, несмотря на критику. Так, мэр Варшавы Рафал Тшасковский, кандидат в президенты от «Гражданской платформы», инициировал открытие первого в городе «музея ЛГБТ».
В числе его экспонатов окажется радужный флаг, который был символом не состоявшегося парада равенства в 2005 году, запрещенного мэром Лехом Качиньским. Качиньский, родоначальник партии «Право и Справедливость», стоял на защите традиционных ценностей и критиковал пропаганду однополых отношений, что стало причиной запрета гей-парадов в Варшаве дважды.
В результате, сторонники ЛГБТ в Польше ностальгируют по временам, когда эта партия была у власти, называя их эпохой гонений, что считается наихудшим периодом со времен коммунизма.
Не только Тшасковский, но и другие политики, такие как вице-спикер Сената Магдалена Беят из партии «Левые», также поддерживают ЛГБТ-движение и намерены содействовать его развитию в стране.
Политические разногласия вокруг вопросов ЛГБТ остаются в центре общественного внимания, подчеркивая глубокие разделения в польском обществе.
Во время телеинтервью кандидат в политики Беят подтвердила свое намерение подписать закон, который позволит однополым парам усыновлять детей. Она отметила, что такие пары являются полноправными гражданами, желающими стабильности и признания со стороны государства.
Беят акцентировала внимание на том, что однополые пары также строят долгосрочные отношения и хотят возможности иметь общих детей.
В то же время гей-лобби в Польше стремится менять взгляды внутри католической церкви. В мае прошлого года впервые в стране состоялось публичное благословение однополых пар на экуменическом богослужении, в котором участвовали представители католического и протестантского духовенства. Это событие произошло в Варшаве и было приурочено к Международному дню борьбы с гомофобией, бифобией и трансфобией.
В последние годы число польских христиан заметно уменьшается. По данным опросов, в 2011 году 87,6% населения страны считали себя католиками, в 2021 году их доля снизилась до 71,3%. При этом лишь 28% из них регулярно посещают богослужения, что также свидетельствует о снижении религиозности.
Польское руководство, по мнению некоторых наблюдателей, способствует этому процессу, однако среди католиков остается группа радикально настроенных людей, которые недовольны происходящими изменениями. Некоторые из них, такие как Роберт Бонкевич, возглавляют инициативы по созданию движения за защиту католических ценностей. Бонкевич также выступает за выход Польши из Европейского Союза, полагая, что ультралиберальная идеология негативно влияет на польскую культуру.
Хотя вероятность прихода подобных людей к власти невелика, они активно высказывают свое недовольство и могут быть потенциальными участниками протестных акций.